Вертикальная передача состоит из двух малых конических шестерен 8 и двух больших конических шестерен 9 со спиральными зубьями, двух вертикальных валов 14 и 26, вращающихся в подшипниках нижнего 1 и верхнего 15 корпусов, и торсионного вала , связывающего вертикальные валы. Большие шестерни прикреплены призонными болтами к фланцам коленчатых валов. Каждая большая шестерня со своей парной малой составляет комплект, имеющий один номер, замена одной шестерни из пары не допускается.
1 – нижний корпус, 2,17,20,27 – гайки, 3 – торсионный вал, 4,10 – болты, 5,24 – радиально-упорные шариковые подшипники, 6 – проставочное кольцо, 7 – регулировочное кольцо, 8 – малая коническая шестерня, 9 – большая коническая шестерня, 12 – регулировочная прокладка, 11,25 – роликовые подшипники, 13 – распорная втулка, 14 – верхний вал, 15 – верхний корпус, 16,23 – нажимные фланцы, 18 – ступица, 19 – конический штифт, 21 – шлицевая муфта, 22 – шлицевая втулка, 26 – нижний вал.
Малые конические шестерни посажены на шпонках на нижний и верхний вертикальные валы. Нижний вертикальный вал выполнен пустотелым и вращается в роликовом 25 и двух радиально-упорных шариковых подшипниках 24. Верхний вертикальный вал 14 вращается в таких же подшипниках 5 и 11.
Наружные кольца шариковых подшипников зажимаются фланцами 16 и 23. До установки в корпус проверяют зазор между наружными кольцами шариковых подшипников, необходимый для создания натяга. Зазор регулируют шлифованием колец 7. Между наружными кольцами шариковых подшипников устанавливают проставочные кольца 6. Внутренние кольца роликовых и шариковых подшипников через распорные втулки 13 зажаты гайками 2 и 17.
Под фланцы крепления корпусов и к блоку двигателя ставят стальные прокладки 12 для регулировки бокового зазора между зубьями шестерен. Торсионный вал 3 своими нижним и верхним концами соединен со шлицевыми частями нижнего вала и верхней шлицевой втулкой 22 вертикального вала. В свою очередь шлицевая муфта 21 болтами присоединена к ступице 18, посаженной на шпонке на конусную часть верхнего вертикального вала и закрепленной на нем гайкой со стопорной планкой. Осевое перемещение торсионного вала ограничено гайками 20 и 27. Для предотвращения ослабления гайки 20 она контрится четырьмя болтами, проходящими через канал в шлицевой втулке 22. К шариковым подшипникам нижнего вертикального вала масло из масляной магистрали дизеля подводится через угольник, ввернутый во фланец 23. К роликовым подшипникам 25 поступает масло, стекающее из шариковых подшипников. Нижняя пара шестерен смазывается струями масла, выходящего из сопел с калиброванными отверстиями. Сопла трубки соединены с нижним масляным коллектором двигателя. Верхняя пара шестерен смазывается струями масла из сопел, которые маслопроводом соединены с верхним масляным коллектором двигателя. Для осмотра вертикальной передачи предусмотрены крышки боковых люков с обеих сторон отсека вертикальной передачи блока.
Техническое состояние вертикальной передачи в значительной степени определяет работу дизеля. Опыт эксплуатации показал, что в период гарантийной работы дизеля вертикальная передача, как правило, работает надежно. Чтобы предупредить выход из строя деталей вертикальной передачи, необходимо соблюдать условия ее эксплуатации.
Предупредить появление высоких динамических нагрузок на детали можно, если не допускать длительной работы дизеля с отключенными топливными насосами, особенно двух в одном цилиндре либо по одному в двух цилиндрах, обеспечивать равномерную подачу топлива в цилиндры всеми топливными насосами, следить за системой фильтрации топлива, исключая случаи заклинивания плунжерных пар.
Для предупреждения гидравлических ударов резких хлопков при пуске дизеля необходимо обеспечить строгое выполнение требований правил эксплуатации по обязательному провороту коленчатого вала дизеля на несколько оборотов после каждой его остановки. На каждом техническом обслуживании проверять крепление корпусов вертикальной передачи к платикам блока.
При текущих ремонтах. Следить, чтобы разность максимального давления газов в цилиндрах не была сверх заданных пределов и обеспечивать требуемую равномерность подачи топлива топливными насосами, обеспечивать установку размера «1, 4» (от оси форсуночных отверстий до головки нижнего поршня в положении в.м.т.) с разбросом не более 0,2—0,3 мм (на тепловозах последних выпусков «3, 4»), осматривать состояние деталей вертикальной передачи и при необходимости ремонтировать их, особое внимание обращать на выполнение требований по состоянию распорной втулки, качества ее стопорения, правильности регулировки комплекта радиально-опорных подшипников и качества центровки шлицевой втулки относительно осн вращения верхнего вала. При обнаружении ослабления затяжки гайки крепления внутренних колец подшипников и осевом разбеге валов необходимо передачу разобрать и отремонтировать ее.
Нельзя допускать устранения этого дефекта дополнительной затяжкой гайка — признак проворота распорной втулки, износа ее опорных торцов и разрегулировки опорно-упорного узла. При ремонте следует обратить особое внимание на параллельность опорных торцовых поверхностей распорной втулки. При ее восстановлении необходимо обеспечить непараллельность ие более 0,03 мм При проверке центровки шлицевой втулки биение зубьев по делительной окружности не должно превышать 0,08 мм.