Коленчатые валы

На дизеле 10Д100 установлены два коленчатых вала — верхний и нижний, которые служат для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное. Кривошипы валов располо­жены через 36° в соответствии с порядком чередования вспышек в ци­линдрах. От коленчатого вала через шестерни и торсионный вал получают вращение механизмы и узлы, обеспечивающие работу дизеля.

Как нижний, так и верхний валы (рис 1) одинаковы по своим размерам, а также конст­рукции шатунных и коренных шеек. Верхний коленчатый вал в своей перед­ней части имеет посадочное место для креплений шестерни 3 привода распре­делительных валов, а в противоположной — фланец 4 для крепления шлицевой втулки, передающей вращение нагнетателю воздуха второй сту­пени.

Рис. 1 Коленчатые валы

а — верхний, б — нижний, 1 — шпилька, 2 — гайка, 3 — шестерня, 4,5,6 — фланцы, 7 — направляющее кольцо, С — каналы.

Передний конец нижнего коленчатого вала имеет посадочное место под антивибратор, предназначенный для гашения крутильных колебаний, а про­тивоположный фланец для крепления пластинчатой муфты, соединяющей вал дизеля с валом генератора. К фланцам нижнего и верхнего валов бол­тами прикреплены конические шестерни, входящие в зацепление с шестерня­ми вертикальной передачи и воспринимающие вращающий момент, переда­ваемый через вертикальную передачу от верхнего коленчатого вала. Как на верхнем, так и на нижнем коленчатых валах находится одиннадцать опорных, одна опорно-упорная и десять шатунных шеек. Все шейки коленчатых валов обработаны с большой точностью. Овальность и конусность шеек вала не должны превышать 0,02 мм у но­вых валов, а в эксплуатации — не более 0,09 мм. Биение коренных шеек в новых валах допускается не более 0,05 мм. Галтели шеек всех коленча­тых валов накатывают роликом уси­лием до 29 кН, что повышает уста­лостную прочность металла в 1,6— 1,8 раза. Валы проходят динамиче­скую балансировку. Дисбаланс не должен превышать 0,6 Нм.

К коренным шейкам валов мас­ло поступает через коренные подшип­ники, к которым оно подводится по трубкам от основной масляной ма­гистрали дизеля. На шатунные шей­ки масло подается от коренных под­шипников по двум косым каналам, чтобы обеспечить непрерывную пода­чу масла через шатун для охлажде­ния поршня.

В передней части нижнего колен­чатого вала на специальном хвос­товике смонтирован антивибратор и закреплен на валу при помощи шпильки 1 и гайки 2, а на фланце противоположного конца вала — муфта привода генератора. От двух косых маслоподводящих каналов в 1-й коренной шейке нижнего колен­чатого вала через каналы С масло подводится для смазывания антивибратора. На хвостовик заднего конца нижнего вала напрессовано стальное цементированное направ­ляющее кольцо 7, по которому цент­рируется вал генератора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *