Тепловоз ТЭМ2 с электропередачей служит для выполнения тяжелой маневровой вывозной работы, может быть использован также и для магистральной службы.
Оборудование тепловоза смонтировано на раме, установленной на двух трехосных тележках. Вес рамы тепловоза с основным и вспомогательным оборудованием передается на каждую тележку через четыре опоры скольжения, тяговое усилие от тележек на раму — через два шкворня, расположенных по центрам рам тележек. Передняя и задняя тележки имеют одинаковую конструкцию, причем задняя тележка отличается от передней только наличием привода скоростемера на правой буксе средней оси. Все оси тележек ведущие.
Кузов тепловоза (капотного типа) состоит из пяти основных частей:
- холодильная камера,
- кузов над двигателем,
- кузов над аппаратной камерой,
- кабина машиниста,
- кузова над аккумуляторным помещением.
Рис. Расположение оборудования тепловоза ТЭМ2:
1 — редуктор; 2 — прожектор; 3 — песочницы; 4 — шахта охлаждающего устройства; 5 — вентилятор; 6 — расширительный бак охлаждающей жидкости; 7 — умывальник; 8 — дизель-генератор; 9 — искрогаситель; 10 — компрессор; 11 — высоковольтная камера; 12 — двухмашинный агрегат; 13 — кабина машиниста; 14 — аккумуляторная батарея; 15 — калорифер; 16 — тяговый электродвигатель; 17- вентиляторы охлаждения ТЭД; 18 — жалюзи; 19 — воздухоочиститель (воздушный фильтр) дизеля; 20 — топливный бак; 21 — главная рама тепловоза; 22 — главный резервуар (4 шт. под площадкой); 23 — тележка; 24 — топливоподкачивающий насос; 25 — топливоподогреватель; 26 — масляные фильтры; 27 — водяной насос контура охлаждения наддувочного воздуха; 28, 29 — сиденья для машиниста и помощника машиниста; 30 — кран машиниста; 31 — автосцепка
Кузов над двигателем — съемный. Кузов над двигателем и кабина машиниста имеют термо и шумоизоляцию. Для доступа к агрегатам и узлам тепловоза, а также для монтажных работ в кузове имеются боковые двери и люки в крыше.
В кабине машиниста расположен пульт, на котором установлены приборы управления, а также контрольно-измерительные приборы, характеризующие работу силовой установки. Кроме того, в кабине имеется оборудование, позволяющее управлять тепловозом одному машинисту (без помощника). Для обогрева в зимнее время в кабине установлены калорифер и батарея обогрева ног машиниста.
В аппаратной камере, расположенной перед кабиной машиниста, установлены электрические аппараты.
В дизельном помещении размещены дизель-генераторная установка, являющаяся источником постоянного тока, компрессор и другие вспомогательные агрегаты. Электрический ток поступает в электро двигатели, приводящие в движение колесные пары через зубчатую передачу. Кроме того, тяговый генератор обеспечивает также пуск дизеля, работая в режиме электродвигателя. При этом он получает питание от аккумуляторной батареи, которая питает также цепи управления тепловоза во время запуска дизеля и его освещения при неработающем дизеле. От вала тягового генератора вращающий момент передается через муфту компрессору и через клино-ременные передачи двухмашинному агрегату и вентилятору охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки.
Двухмашинный агрегат состоит из возбудителя и вспомогательного генератора, предназначенного для питания цепей управления и параллельной обмотки возбуждения возбудителя, а также освещения тепловоза и зарядки аккумуляторной батареи.
От переднего конца коленчатого вала дизеля через систему карданных валов, конический редуктор и фрикционную муфту приводится во вращение вентилятор холодильника, а при помощи клино-ременной передачи — вентилятор охлаждения электродвигателей передней тележки. Водяной насос системы охлаждения наддувочного воздуха дизеля приводится в действие от редуктора вентилятора.
В передней части тепловоза расположен холодильник, состоящий из 18 водяных и 6 масляных секций с боковыми жалюзи и вентилятора с верхними жалюзи; 12 водяных секций служат для охлаждения воды дизеля, 6 секций — для охлаждения воды в системе охлаждения наддувочного воздуха дизеля после турбокомпрессора.
Для облегчения доступа к охлаждающим секциям боковые жалюзи установлены на каркасе холодильной камеры на петлях. Регулирование температур воды и масла дизеля осуществляется автоматически путем открытия и закрытия боковых и верхних жалюзи, включения и выключения вентилятора. Кроме того, предусмотрено дистанционное управ ление холодильником. Тепловоз оборудован также трубопроводом подогрева воды наддувочного контура в холодное время года.
Посередине тепловоза, под главной рамой, находится топливный бак.
На тепловозе установлен искрогаситель, служащий для уменьшения количества искр, вылетающих в атмосферу с выпускными газами. Бун керами для песка служат четыре отсека, выполненные непосредственно в кузове (два перед холодильной камерой и два сзади аккумуляторного помещения).
Тепловоз оборудован автоматическим и ручным тормозами, радиостанцией и АЛСН (автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа).