Топливная система ТЭП 70

Топливный насос (ТНВД)

Форсунка

Механизм управления топливными насосами дизеля

Назначение.

Топливная система предназначена для подачи топлива под давлением к топливной аппаратуре дизеля, а также размещения запасов топлива, его фильтрации и подогрева в холодное время года. Запас топлива хранится в топливном баке 9, размещенном ниже дизеля и включенном в силовую схему несущего кузова. Бак 9 заполняют через горловины 11, расположенные по диагонали по обеим сторонам тепловоза, В холодное время заправку производят топливом, подогретым до температуры 20-30°С.

На обеих сторонах топливного бака около заправочных горловин установлены топливомерные стекла 10 с градуированной шкалой. Для повышения удобства и ускорения измерения уровня топлива в бакс в дизельном помещении установлен указатель (топливомер) дистанционного действия (рис.2). Топливомер измеряет высоту уровня топлива в баке и воспроизводит эти показания на шкале указателя в литрах.

Рис. 1 Схема топливной системы дизеля:

1 — дизель; 2, 3 — манометры для измерения давления топлива; 4 — фильтр тонкой очистки; 5 — клапан аварийного питания; 6 — фильтр грубой очистки; 7 — отсек топливного бака для слива загрязненного топлива; 8, 13, 17, 25 — сливные трубопроводы; 9 — бак топливный; 10 — топливомерное стекло; 11 — горловина заправочная; 12 — заборное устройство; 14 — клапан подпорный; 15 — трубопровод гибкий; 16 — труба перепуска топлива из коллектора насосов высокого давления; 18, 20 — вентили; 19 — фонарик контрольный; 21 — клапан предохранительный; 22 — агрегат топливоподкачивающий; 23 — топливоподогревагель; 24 — клапан для выпуска воздуха

Устройство и работа топливной системы.

Из топливного бака 9 топливо по трубе эжекционного устройства 12 через фильтр грубой очистки 6 закачивается тоиливоподкачивающим агрегатом 22 и подается через фильтр тонкой очистки 4 в коллектор топливных насосов дизеля. Топливные насосы подают топливо к форсункам. Для надежной работы системы подачи температура топлива в баке должна быть не менее 30-40°С. Для этого предусмотрена интенсивная циркуляция топлива, осуществляемая в результате того, что топливоподкачивающий агрегат подает больше топлива, чем необходимо для реализации полной мощности дизеля. При этом часть топлива сливается из коллектора топливных насосов по трубе 16 в топливоподгреватель 23, а затем по трубопроводу 25 в топливный бак. В подогревателе топливо нагревается горячей водой системы охлаждения дизеля (в летнее время топливоподогреваель отключают). Из подогревателя большая часть топлива сливается в бак 9 по трубопроводу 25, и таким образом прогревается весь запас топлива. Незначительная часть топлива подается через отверстие диаметром 10 мм и вентиль 18 по трубопроводу 13 «непосредственно к раструбу заборного устройства 12, чем обеспечивается прогрев окружающего объема топлива в месте его забора.

Для нормального заполнения топливных насосов высокого давления в их коллекторе давление топлива достигает не менее 1,5 кгс/см², которое поддерживается в коллекторе подпорным клапаном 14, отрегулированным на указанную величину. Если давление ниже 1,5 кгс/см², клапан препятствует сливу топлива в бак.


Для предохранения топливоподкачивающего насоса и его двигателя от перегрузки система имеет возможность перепускать избыток топлива из нагнетательного трубопровода в сливной. Для этой цели на нагнетательном трубопроводе (после агрегата 22) предусмотрен предохранительный клапан 21, отрегулированный на давление 2,5 кгс/см². При загрязнении фильтра тонкой очистки давление топлива поднимается, тогда топливо сливается через топливоподогреватель в топливный бак. Также в бак сливается топливо по трубопроводу 17, просочившееся через зазоры уплотнений в насосах и форсунках. Загрязненное топливо с полок блока цилиндров собирается по трубопроводам 8 в отсек 7. Из этого отсека загрязненное топливо периодически сливают наружу.

Чтобы избежать остановки дизеля при выходе из строя топливоподкачивающего агрегата, предусмотрена возможность аварийного питания дизеля топливом за счет разрежения, создаваемого насосом высокого давления. В этом случае забор осуществляется непосредственно из топливного бака через клапан аварийного питания 5, минуя фильтр грубой очистки 6 и топливоподкачивающий агрегат 22 (в таком режиме дизель может работать непродолжительно и с ограниченной мощностью).

Для контроля при запуске топливоподкачивающего агрегата и слива топлива предусмотрен фонарик 19. Выпуск воздуха из системы и подогревателя осуществляется соответственно при помощи открытия вентиля 20 и игольчатого клапана 24. Для контроля за давлением топлива установлены на щитке в дизельном помещении манометры 2 и 3, показывающие давление соответственно до и после фильтра тонкой очистки. Величина разности показаний этих манометров позволяет судить о степени загрязненности фильтра. Для нормальной работы системы давление после фильтра должно быть в пределах 1,5-2,5 кгс/см².

Принцип действия дистанционного указателя уровня топлива в баке.

При открытии крана 6  из тормозной магистрали через клапан максимального давления 8, дроссель 7 и трубопровод 4 подается воздух давлением 1,4 кгс/см² в пространство над топливом в бачке 2 топливомера. Одновременно воздух поступает в расположенный в топливном баке 5 трубопровод 9 и, вытесняя из него топливо, уходит в надтопливное пространство бака, соединенного с атмосферой. Возникшее при этом в трубопроводах и бачке топливомера давление воздуха равно статическому давлению столба топлива в топливном баке. Это давление, воздействуя на поверхность топлива в бачке 2 топливомера, вытесняет его в стеклянную трубку указателя уровня топлива 1. Уровень в трубке указателя будет повышаться до тех пор, пока он не сравняется с уровнем топлива в баке тепловоза. Тарировка шкалы произведена через каждые 100 л, оцифровка — через 500 л.

Рис. 2 Топливомер

1 — указатель уровня топлива, 2 — 6ачок топливомера; 3 — пробка; 4, 9 — тру­бопроводы воздушные; 5 — бак топлив­ный; 6 — кран; 7 —-дроссель; 8 — кла­пан максимального давления.

Точность замера зависит от количества топлива, залитого в бачок топливомера. При наличии топлива в бачке по риске «У» на шкале указателя топливомер дает точное показание количества топлива в баке тепловоза. При отклонении этого уровня от риски «У» ошибка замера равна величине этого отклонения. Уровень топлива следует проверять при снятой верхней пробке 3 бачка топливомера.