Топливный насос (ТНВД)


Топливный насос, установленный на лотке, предназначен для подачи топлива в форсунку. Плунжер насоса перемещается через толкатель кулачковой шайбой распределительного вала. Состоит насос из корпуса 5, втулки 16, плунжера 17, седла И и клапана 12. Втулка плунжера и седло клапана закреплены в корпусе насоса нажимным штуцером 13. Втулка плунжера зафиксирована в определенном положении стопорным винтом 15.

Рис. Топливный насос
1, 25 — втулки; 2 — втулка направляющая; 3, 21 — тарелки; 4 — тарелка нижняя; 5 — корпус насоса; 6 — венец зубчатый; 7 — пружина; 8 — тарелка верхняя; 9 — болт; 10, 18, 20 — кольца уплотнительные; 11 — седло клапана; 12 — клапан; 13 — штуцер нажимной; 14 — прокладки; 15 — винт стопорный; 16 — втулка плунжера; 17 — плунжер; 19 — прокладки регулировочные; 22 — упор; 23 — корпус толкателя; 24 — ось ролика; 26 — ролик; 27, 30 — винты; 28, 29 — крышки; 31 — рейка; 32 — колпак; 33 — фланец; 34 — штифт; А, Н — установочные размеры; д — отверстие для слива масла; е — кромки отсечные; ж — отверстие для подвода и отсечки топлива; и — отверстие; к — поверхность для маркировки толщины прокладок; п — отверстие для подвода масла к толкателю; м — полость низкого давления; с — полость высокого давления

Во втулке плунжера имеются два отверстия ж для подвода и отсечки топлива. На плунжере в верхней его части расположены верхняя и нижняя спиральные отсечные кромки е, обеспечивающие регулировку количества подаваемого топлива в цилиндры путем поворота плунжера. Спиральные отсечные кромки на плунжере расположены таким образом, что при движении рейки в корпус насоса подача топлива уменьшается, а при выдвижении увеличивается.

На цилиндрической поверхности плунжера имеются две кольцевые канавки. Широкая канавка при любом рабочем положении плунжера по высоте соединена через отверстие и во втулке с полостью всасывания насоса, что исключает протекание топлива по плунжеру в масляную систему.

На втулку плунжера установлен зубчатый венец 6, в пазы которого входит ведущий поводок плунжера. В зацеплении с зубчатым венцом находится рейка 31, посредством которой механизм управления топливными насосами поворачивает плунжер.

Максимальный выход рейки 31, замеряемый от торца рейки до болта 9, ограничивается винтом 30, который препятствует повороту зубчатого венца и перемещению рейки насоса. Установку размера А производят при регулировании насоса по производительности на стенде изменением положения рейки и прокладок под болтом 9.

Снизу к корпусу топливного насоса прикреплена направляющая втулка 2 толкателя. В нее запрессована втулка 1, в которой размещен толкатель, состоящий из корпуса 23, оси 24, втулки 25, ролика 26, упора 22 и тарелки 21, удерживающей толкатель во втулке 1 от выпадания при транспортировке и монтаже насоса.

Прокладками 19 регулируют равномерность угла опережения подачи топлива по цилиндрам. Для обеспечения одинаковых углов начала подачи топлива до в. м. т. по всем цилиндрам дизеля необходимо, чтобы зазор между плунжером и седлом нагнетательного клапана при верхнем крайнем положении плунжера был одинаковым у всех насосов и равным 2± ±0,1 мм. Указанный зазор устанавливают набором регулировочных стальных прокладок 19 между опорными поверхностями фланца направляющей втулки 2 толкателя и лотком.

Определение необходимой толщины регулировочных прокладок производят на стенде завода-изготовителя, и эту толщину прокладок выбивают на поверхности к корпуса насоса, которая и является исходной при установке насоса на дизель. При регулировке величины давления сгорания допускается уменьшение или увеличение толщины прокладок на 0,5 мм.

Трущиеся поверхности корпуса толкателя 23, ролика 26 и втулки 25 смазываются маслом, поступающим из

канала лотка в отверстие п и сливающимся в лоток по трем отверстиям д.

Регулировку насоса по началу подачи топлива и производительности производят на специальном стенде с эталонной форсункой и такой же форсуночной трубкой.