Топливная система дизеля ТЭМ2

Топливная система дизеля предназначена для бесперебойной подачи очищенного топлива к топливным насосам высокого давления и состоят из следующих элементов:

  • топливного бака,
  • топливных насосов высокого давления,
  • форсунок,
  • регулятора числа оборотов,
  • трубопроводов,
  • фильтров грубой и тонкой очистки топлива,
  • топливоподкачивающего насоса,
  • топливоподогревателя,
  • предохранительных и невозвратных клапанов,
  • вентилей и манометров.

Дизель имеет два фильтра грубой очистки 13 и двухсекционный фильтр тонкой очистки 7, перед которым установлен разгрузочный клапан 5, защищающий топливоподкачивающий насос 4 от перегрузки. Избыточное топливо из коллектора 8 через клапан 6, отрегулированный на давление 0,25 МПа, отводится в топливоподогреватель 1, а из него в топливный бак 11.

Рис.1 Схема топливной системы дизеля ПД1М:

1 — топливоподогреватель; 2 — пробка; 3 — электродвигатель; 4 — топливоподкачивающий насос; 5 — разгрузочный клапан; 6 — клапан; 7 — фильтр тонкой очистки; 8 — топливный коллектор; 9 — топливный насос высокого давления; 10 — обратный шариковый клапан; 11 — бак топливный; 12 — кран слива топлива из отстойника; 13 — фильтры грубой очистки топлива; 14 — заправочная горловина; 15 — отверстия для промывки топливного бака; 26, 28 — краны; 27 — вентиль (цифры в кружочках обозначают номера, выбитые на бирках кранов и вентиля)

 

При работе топливоподогревателя вентиль 27 должен быть закрыт. При работе летом горячая вода не проходит через подогреватель, и топливо проходит по нему, не подогреваясь. При аварийной системе питания дизеля топливом кран 26 открывают, и топливо через обратный шариковый клапан 10 подается благодаря разрежению к плунжерам топливных насосов высокого давления. Просочившееся топливо из форсунок стекает в капельницы, а затем в сливную коробку, куда также стекает топливо из топливных насосов, и оттуда в топливный бак. Выпуск воздуха из системы осуществляется через кран 28.

Топливный бак представляет собой сваренный из стальных листов резервуар, усиленный внутри перегородками, которые дают возможность гасить энергию колебаний топлива, возникающих при резких изменениях скорости движения тепловоза. С обеих сторон бака имеются заправочные горловины с фильтрующими сетками. Под днищем баков расположен отстойник, в котором скапливаются тяжелые осадки топлива. Для слива топлива внизу отстойника служит кран 12. На верхней поверхности бака имеются одна или две вентиляционные трубы, позволяющие избежать изменений давления в баке при заправке и при расходовании топлива.

При ремонте топливный бак очищают от грязи и шлама без съемки с тепловоза. Заварку трещин производят обязательно при слитом топливе, открытых пробках и промытом и пропаренном баке с применением всех мер противопожарной безопасности.

Топливоподкачивающий насос

Топливоподкачивающий насос (рис. 2) подает топливо из бака к насосам высокого давления, обеспечивая надежное заполнение надплунжерного их пространства. Обычно на дизелях применяют один насос шестеренного типа с приводом от электродвигателя, смонтированного на общей плите с насосом. Такие насосы имеют постоянные независимо от дизеля частоту вращения приводного вала и подачу. При независимом приводе насоса обеспечивается одинаковое давление как в режиме холостого хода, так и в режиме полной мощности.

Шестеренный насос (помпа) состоит из корпуса 3  и крышки 16 с серповидным выступом А. В крышку впрессована ось 14, на которой свободно вращается ведомая шестерня 2, входящая в зацепление с ведущей шестерней 1 с внутренними зубьями. Ведущая шестерня выполнена заодно целое с приводным валиком Б, соединенным муфтой с электродвигателем постоянного тока типа П21 мощностью 0,5 кВт. Наружная цилиндрическая поверхность ведущей зубчатой шестерни пришлифована к расточке корпуса, а вершины зубьев к нижней поверхности серповидного выступа крышки насоса. Впадины между зубьями прорезаны с выходом на наружную поверхность.

Топливо, поступая через штуцер в полость корпуса насоса, заполняет впадины между зубьями шестерен, при их вращении захватывается зубьями и двумя потоками между зубьями шестерен, сверху и снизу серповидного выступа поступает в нагнетательную полость насоса и далее в топливопровод.

Для предотвращения утечек топлива по валику Б на нем надето уплотнение, состоящее из двух бронзовых втулок 8, 11, припаянных к латунной гофрированной втулке 10. Притертым торцом втулка 8 прижата пружиной 9, зажатой между втулками 8, 11 к стальной втулке 7, напрессованной на валик Б. Втулка 11 своим коническим притертым пояском прижата к корпусу при помощи накидной гайки 13. Допускается утечка топлива по валику не более одной капли в 1 мин.

При текущем ремонте в объеме ТР-3 топливоподкачивающий насос снимают и разбирают. Корпус насоса, имеющий трещины, негодный сильфон и амортизатор муфты, заменяют. Нормальный зазор между ведущей втулкой и корпусом должен быть в пределах 0,03-0,09 мм, а осевой люфт ведущей втулки 0,04-0,05 мм. При необходимости насос испытывают на стенде согласно техническим условиям на приемку и стендовые испытания насосов. Соосность оси электродвигателя с осью насоса регулируют прокладками. Допускается смещение осей электродвигателя и насоса не более чем на 0,1 мм; излом осей на радиусе 50 мм не более 0,1 мм. После регулировки соосности валов обязательна постановка контрольных штифтов.

Рис. 2 Схема работы насоса и его устройство:

1 — ведущая шестерня с внутренними зубьями; 2 — ведомая шестерня; 3 — корпус; 4,5 — нагнетательная и всасывающая полости насоса; 6 — отверстие с резьбой для крепления топливоподкачивающей трубы; 7 — стальная втулка; 8, 10, — латунная втулка; 11 — сильфонное уплотнение; 9 — пружина; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — накидная гайка; 14 — ось; 15 — регулировочные прокладки; 16 — крышка; 17 — заглушка; А — серповидный выступ; Б — приводной валик

 

Фильтр грубой очистки топлива

Для очистки сетчатого фильтра грубой очистки (рис. 3) сливают топливо через пробку 10, отворачивают стяжной болт и снимают колпак 5 и секции 4 и 6. Очистку фильтрующих элементов ведут в такой последовательности: мойка в растворе, промывка в воде, продувка воздухом и сушка. Загрязнения, прилипшие к сетке и застрявшие в ее ячейках, лучше всего удалять в моечной установке, где раствор подается как с внутренней (через вращающееся сопло), так и с внешней стороны по всей длине секции. Давление раствора 2-3 кгс/см2. Пробоины и разрывы сеток (до 15 % полезной площади) устраняют припаиванием латок. Негодную уплотняющую прокладку 3 колпака заменяют; секции можно использовать многократно.

Рис. 3. Фильтр грубой очистки топлива:

1 — заглушка; 2 — корпус; 3-прокладка; 4-наружная секция; 5 — колпак; 6-внутренняя секция; 7- пружина коническая; 8 — прокладка; 9 — стяжной болт; 10 — пробка

Топливоподогреватель

Топливоподогреватель предназначен для подогрева топлива в холодное время года (рис. 4). Он представляет собой цилиндрический резервуар, в плоские торцы которого вварены стальные трубки. С обеих сторон резервуар закрыт крышками 3,8 со штуцерами 1,10 для подвода и отвода горячей воды. Кроме того, в корпус подогревателя вварены штуцера 6, 7 для подвода и отвода топлива.

При ремонте в объеме ТР-3 топливоподогреватель снимают, разбирают и очищают от накипи; негодные трубки заменяют.

Водяную полость подогревателя опрессовывают давлением 0,5 МПа (5 кгс/см2), а топливную — 0,8 МПа в течение 5 мин. Течь не допускается.

1,10-штуцеры для подвода и отвода горячей воды; 2-корпус; 3, 8 — крышки; 4-болт для крепления крышки; 5 -прокладка; 6, 7 — штуцеры для топлива; 9 — стальные трубки; 11-кронштейн для крепления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *