III. Порядок образования комиссий ОАО “РЖД” для расследования нарушений безопасности движения


6. Для расследования нарушений безопасности движения на инфраструктуре ОАО “РЖД” образуются комиссии ОАО “РЖД”, состав которых определяется в зависимости от первоначальной информации о последствиях и вероятных причинах допущенного нарушения безопасности движения согласно приложению.

7. Первый вице-президент, возглавляющий производственно-хозяйственный блок, определяет состав и председателя комиссии ОАО “РЖД” для расследования следующих нарушений безопасности движения:

  • крушение;
  • авария;
  • происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны и вызвавшим нанесение ущерба жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, экологической сфере, приведшие к чрезвычайным ситуациям локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера, определяемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

8. Начальник железной дороги является председателем и определяет состав комиссии ОАО “РЖД” для расследования следующих нарушений безопасности движения:

  • столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом на перегонах и станциях при поездной работе, не имеющее последствий крушений и аварий;
  • сход железнодорожного подвижного состава на перегонах и станциях при поездной работе, не имеющий последствий крушений и аварий;
  • прием поезда на занятый путь;
  • отправление поезда на занятый перегон;
  • несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон;
  • проезд железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала светофора или предельного столбика;
  • ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью;
  • перевод стрелки под железнодорожным подвижным составом.

9. Начальник железной дороги определяет состав и председателя комиссии ОАО “РЖД” для расследования следующих нарушений безопасности движения:

  • затопление, пожар, нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры ОАО “РЖД”, вызвавшие полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из путей на перегоне на один час и более;
  • излом (обрыв) литых деталей железнодорожного подвижного состава (оси, осевой шейки или колеса, боковой рамы, надрессорной балки, хребтовой балки);
  • прием или отправление поезда по неготовому маршруту;
  • отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;
  • развал груза в пути следования, угрожающий безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
  • излом рельса под железнодорожным подвижным составом;
  • отцепка вагона от поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за нарушения технических условий погрузки грузов, багажа или грузобагажа.


10. Заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) является председателем и определяет состав комиссии ОАО “РЖД” для расследования следующих нарушений безопасности движения:

  • столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом при маневровой работе, экипировке или других передвижениях, не имеющее последствий крушений и аварий;
  • сход железнодорожного подвижного состава при маневровой работе, экипировке или других передвижениях, не имеющий последствий крушений и аварий;
  • столкновение железнодорожного подвижного состава с транспортным средством на железнодорожном переезде, не имеющее последствий крушений и аварий;
  • происшествие, связанное с несанкционированным движением по железнодорожным путям автотракторной техники, или столкновение железнодорожного подвижного состава с автотракторной техникой вне установленного железнодорожного переезда, не имеющие последствий крушений и аварий;
  • повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива.

11. Заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) определяет состав и председателя комиссии ОАО “РЖД” для расследования следующих нарушений безопасности движения:

  • отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования;
  • отмена отправления пассажирского поезда с железнодорожной станции отправления или высадка пассажиров из поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за технической неисправности железнодорожного подвижного состава;
  • саморасцеп автосцепок в поездах;
  • отцепка вагона от грузового поезда в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс;
  • обрыв автосцепки железнодорожного подвижного состава;
  • падение на путь деталей железнодорожного подвижного состава;
  • наезд железнодорожного подвижного состава на механизмы, оборудование и посторонние предметы (объекты).

12. Комиссия ОАО “РЖД” образовывается оперативным приказом, в котором указываются также дата, время и место сбора членов комиссии, а также расследуемое нарушение безопасности движения. Оперативный приказ с помощью любых доступных средств связи доводится до сведения членов комиссии ОАО “РЖД”:

  • Ситуационным центром в случае, если состав комиссии ОАО “РЖД” определен первым вице-президентом;
  • дежурным по аппарату главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги в случаях, если состав комиссии ОАО “РЖД” определен начальником железной дороги, первым заместителем начальника железной дороги, заместителем начальника железной дороги (по территориальному управлению).

13. Члены комиссии ОАО “РЖД”, указанные в соответствующем оперативном приказе, обязаны прибыть к месту расследования нарушения безопасности движения и провести его в соответствии с настоящим Положением.

14. Организация расследования возлагается на председателя комиссии ОАО “РЖД”. Его указания (поручения) являются обязательными для исполнения всеми работниками ОАО “РЖД”, привлекаемыми к выявлению обстоятельств и причин возникновения нарушения безопасности движения.

15. Работа комиссии ОАО “РЖД” считается завершенной после оформления и подписания технического заключения в порядке, установленном настоящим Положением.