1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Положением о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденным приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2015 г. N 36209), определяет требования к информированию о допущенных транспортных происшествиях и иных событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее – нарушения безопасности движения), органов государственной власти, а также причастных к их возникновению или последствиям дочерних и зависимых обществ ОАО “РЖД” (далее – ДЗО), владельцев (собственников) железнодорожного подвижного состава, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – сторонние организации), а также порядок:
- образования комиссий ОАО “РЖД” для расследования нарушений безопасности движения и организации их работы;
- взаимодействия комиссий ОАО “РЖД” с представителями сторонних организаций и Ространснадзора;
- оформления материалов расследования, их хранения и предоставления органам государственной власти и сторонним организациям;
- проведения совещаний по рассмотрению обстоятельств и причин возникновения нарушений безопасности движения;
- учета нарушений безопасности движения и предоставления отчетных данных об их количестве в Ространснадзор.
2. В настоящем Положении используются следующие термины и понятия:
- транспортное происшествие – событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;
- тяжкий вред здоровью человека – вред, опасный для жизни человека: потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности;
- нарушение условий жизнедеятельности – наличие либо отсутствие ситуации, при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью;
- чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
- техническое заключение – документ, содержащий вывод комиссии ОАО “РЖД” по случаю нарушения безопасности движения на инфраструктуре ОАО “РЖД”;
- сторонняя организация – организация или индивидуальный предприниматель, не входящие в состав холдинга “РЖД”, выполняющие работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с изготовлением, ремонтом железнодорожного подвижного состава, его составных частей и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
- крушение – столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, автотракторной техникой, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне и железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых:
- погиб один и более человек, за исключением случаев гибели людей, не являющихся работниками железнодорожного транспорта и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с автотракторной техникой, транспортным средством;
- причинен тяжкий вред здоровью 5 и более человек, за исключением несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации;
- возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало 10 и более человек;
- поврежден железнодорожный подвижной состав до степени исключения из инвентаря;
- нарушены условия нормальной жизнедеятельности 100 и более человек;
- авария – столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, автотракторной техникой, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне и железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых:
- причинен тяжкий вред здоровью менее 5 человек, за исключением случаев причинения вреда людям, не являющимся работниками ОАО “РЖД” и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с автотракторной техникой, транспортным средством и несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации;
- возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало менее 10 человек;
- нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек;
- поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта;
- столкновение – событие, при котором произошло соударение движущегося железнодорожного подвижного состава с другим движущимся или неподвижным железнодорожным подвижным составом, транспортным средством, автотракторной техникой, в результате которого допущено повреждение железнодорожного подвижного состава или его составных частей в объеме какого-либо ремонта, за исключением капитального;
- сход железнодорожного подвижного состава – событие, при котором хотя бы одно колесо сошло с головки рельса и для его постановки на рельс требуется применение подъемных средств и (или) приспособлений;
- несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон – самопроизвольный уход подвижного состава на станциях за предельный столбик (светофор), с перегона или с подъездных путей на станцию;
- неготовый маршрут приема или отправления поезда – маршрут, приготовленный поезду на свободный путь (перегон, блок-участок), не предназначенный для движения по нему данного поезда, за исключением случаев, предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
- развал груза в пути следования, угрожающий безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – выход груза за пределы габарита погрузки или габарита железнодорожного подвижного состава;
- излом рельса под железнодорожным подвижным составом – нарушение целостности рельса, непосредственно воспринимающего нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава, вне зависимости от времени его возникновения;
- отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования – отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда по любой неисправности, препятствующей его дальнейшему движению на всех станциях, кроме станции отправления и станции назначения;
- отцепка вагона от грузового поезда в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс – отцепка вагона от грузового поезда на всех станциях, кроме конечных станций гарантийного участка из-за нагрева букс;
- скрытый случай нарушений безопасности движения – нарушение безопасности движения, информация о котором не передана в соответствии с требованиями раздела III настоящего Положения.