8. Замыкания на корпус в низковольтных цепях тепловоза


Повреждение изоляции в цепях управления освещения тепловоза приводит к утечке тока из-за искусственного заземления в цепи, т. е. к ненужной и вредной разрядке аккумуляторной батареи, а также к нарушению нормальной работы электроаппаратуры и электрических машин. Поэтому в процессе эксплуатации локомотивная бригада должна контролировать состояние изоляции низковольтных цепей с помощью контрольной лампы, используя для такой проверки розетку Р310, установленную на каркасе аппаратной камеры. Два зажима розетки проводами 21 и 23 соединены с «плюсом» и «минусом» аккумуляторной батареи, а третий зажим проводом 40 — с каркасом камеры, т. е. с корпусом тепловоза.

Проверку производят при заглушённом дизеле, включив рубильник аккумуляторной батареи и автомат АВ220. Один провод от контрольной лампы подсоединяют к зажиму «Земля» розетки Р310, а другой — сначала к зажиму «Плюс», а затем к зажиму «Минус» (или наоборот). Если в обоих случаях лампа не горит, то состояние изоляции низковольтной цепи можно считать удовлетворительным (более точно оно определяется на ремонтах с помощью мегаомметра). Загорание лампы указывает на заземление в низковольтных цепях тепловоза, причем если лампа загорается при подсоединении к «плюсу» батареи, то утечка в минусовой части цепи (от «плюса» батареи ток идет через лампу, корпус, заземленное место и далее на «минус» батареи); если же лампа горит при подсоединении к «минусу» батареи, то заземление находится в плюсовой части цепи. Возможны случаи, когда лампа горит как при подсоединении к «плюсу», так и при подсоединении к «минусу» батареи. Это может быть при утечке тока в самой батарее или при одновременном повреждении изоляции как в плюсовой, так и в минусовой цепях.

Как показала эксплуатационная практика, замыкания на корпус чаще всего случаются:

  • в лампах подкузовного освещения (из-за проникновения влаги внутрь плафонов, укрепленных на консолях главной рамы тепловоза);
  • в лампах освещения аппаратной камеры (из-за перетирания изоляции проводов о край защитного козырька);
  • в блок-магните (повреждение подводящих проводов острой кромкой съемного колпака);
  • в катушках вентилей ВПЖ1, ВПЖ2 и ВПЖ4 (из-за изгиба наконечников, присоединяемых к катушке проводов, — наконечник соприкасается с корпусом);
  • в катушках вентилей песочниц и привода автосцепок (из-за небрежного хранения в местах установки вентилей инструмента и инвентаря);
  • в лампе освещения кабины машиниста (подводящие провода протираются об угольник каркаса кабины);
  • в блокировочном устройстве песочницы (так как рядом с ним проходит водяная труба).

Из-за попадания влаги и масла замыкание на корпус происходило в распределительной коробке, укрепленной на главной раме тепловоза возле фильтров грубой очистки масла (под ступенькой). Следует тщательно осматривать провода, подключаемые к блокировочным контактам электромагнитных реле в аппаратной камере, так как возможны случаи повреждения изоляции проводов из-за трения их о край изогнутого держателя реле.

При обнаружении заземления в низковольтной цепи машинист должен сделать соответствующую запись в бортовом журнале тепловоза формы ТУ-152.