5. Требования, предъявляемые к машинисту локомотива (в одно лицо)

 5.1. Для назначения машинистом для работы в одно лицо по видам движения предъявляются следующие обязательные требования:
  • пассажирское — имеющие класс квалификации не ниже второго и стаж работы не менее двух лет в пассажирском движении;
  • пригородное (кроме моторвагонного подвижного состава) — имеющие класс квалификации не ниже второго и стаж работы в пригородном, пассажирском движении, не менее 2 лет;
  • вывозное и передаточное — имеющие класс квалификации не ниже третьего и стаж работы не менее двух лет в вывозном, передаточном, грузовом движении;
  • маневровое — имеющие класс квалификации не ниже третьего и стаж работы не менее одного года в маневровом движении;
  • хозяйственное — имеющие класс квалификации не ниже третьего и стаж работы в хозяйственном движении не менее двух лет;
  • в подталкивании — имеющие класс квалификации не ниже третьего и стаж работы в грузовом движении или подталкивании не менее двух лет;
  • маневровая работа на тракционных путях депо — допускается без класса квалификации и стажа работы в грузовом, маневровом, хозяйственном, пассажирском движении не менее одного года.
5.2. Подбор кандидатов из числа машинистов для работы в одно лицо производится по деловым и моральным качествам работников, не имеющих за последние шесть месяцев нарушений действующих инструкций, событий и отказов технических средств по вине локомотивной бригады, технологической и производственной дисциплины. Успешно прошедшие испытания в комиссии начальника депо.
5.3. Прошедшими испытания считаются работники, показавшие удовлетворительный уровень знаний и умение правильно применять Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее — ПТЭ), нормативные документы ОАО «РЖД» в практической работе. Ответственность за качество проведения и объективность принятого решения возлагается на председателя комиссии.
5.4. Учет проведения испытаний производится в специальном «Журнале учета результатов испытаний при переводе машиниста для работы в одно лицо», который должен соответствовать требованиям приложения N 2 и хранится в отделе кадров структурных подразделений после его окончания не менее 5 лет.
5.5. При положительном результате обязательного медицинского осмотра и первичного профессионального психофизиологического отбора, по результатам которого присваивается 1 группа.
Заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам по рекомендации закрепленного машиниста-инструктора подготавливает список кандидатов на должность машинистов для работы в одно лицо по видам движения и утверждает приказом начальника депо.
5.6. В целях приобретения навыков работы кандидаты на должность машинистов для работы в одно лицо в обязательном порядке проходят теоретическое и практическое обучение с отрывом от производства в дорожной технической школе (учебном центре). По окончании обучения кандидату выдается свидетельство, копия которого хранится в личном деле работника.
5.7. По окончании обучения кандидата на должность машиниста в одно лицо машинистом-инструктором закрепленной колонны проводятся контрольно-заключительная поездка на полное плечо участка (участков) обслуживания в обоих направлениях, а в маневровом, хозяйственном, вывозном движении и подталкивании — в течение одной полной смены.
5.8. По результатам проведенных контрольно-заключительных поездок машинистом-инструктором закрепленной колонны производится запись в служебном формуляре ф. ТУ-57 и выдается письменное заключение для самостоятельной работы машинистом в одно лицо. Заключение и отчет о выполненных поездках хранятся в личном деле работника.
5.9. С машинистами, успешно прошедшими теоретические и практические испытания, в комиссии начальника эксплуатационного локомотивного депо проводится собеседование по вопросам обеспечения безопасности движения и безопасным методам труда.
При проведении собеседования, заместителем начальника депо по кадрам и социальным вопросам представляется комиссии полный пакет документов, необходимых при переводе машиниста для работы в одно лицо, который включает в себя:
  • личное заявление работника о переводе его машинистом для работы в одно лицо;
  • акт о прохождении теоретических испытаний в комиссии начальника депо по форме (приложение N 1);
  • свидетельство об окончании обучения в дорожной технической школе (учебном центре);
  • заключение врачебно-экспертной комиссии о профессиональной пригодности для работы машинистом в одно лицо, с указанием вида движения;
  • заключение психолога о наличии у машиниста первой группы профессиональной пригодности;
  • заключение и отчет машиниста-инструктора закрепленной колонны о выполненных контрольно-заключительных поездках и допуске к самостоятельному управлению локомотивом в одно лицо на конкретных участках обслуживания и сериях локомотивов.
Проведенное собеседование с работником, начальником депо отражается в служебном формуляре ТУ-57, и по результатам которого по структурному подразделению издается приказ о допуске машиниста к самостоятельной работе в одно лицо.
5.10. Списки машинистов, назначаемых для управления локомотивами в одно лицо, должны пересматриваться и утверждаться за месяц до установленной ОАО «РЖД» даты ввода графика движения поездов на год руководителями региональных дирекций тяги — структурных подразделений Дирекции тяги — филиала ОАО «РЖД» один раз в год.
5.11. Периодическую аттестацию данной категории работников по знанию нормативных и правовых актов, направленных на обеспечение безопасности движения, безопасным методам труда и знание техническо-распорядительных актов станций, регламентирующих организацию движения поездов и выполнение маневровой работы, производить порядком и в сроки, установленные положением «О проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 17 января 2015 г. N 66р.