5. Меры по обеспечению осмотрительности и по безопасному обслуживанию тепловозов под контактной сетью и воздушными линиями электропередачи


5.1. Осмотрительность

5.1.1. Следует помнить, что у отдельных людей действия опережают оценку обстановки, т.е. поднялся по лестнице, переместился и только потом подумал, что сделал и где находится. Таким работникам надо быть особенно осмотрительными, т.е. сначала думать, потом делать.

5.1.2. Основой осмотрительности является сознательное распределение своего внимания. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть любой предмет или явление окружающего нас мира, а также действия, мысли и переживания самого человека.

5.1.3. Сознательно распределяй свое внимание при передвижении по тепловозу, между осмотром маршрута прохода (подъема) и осмотром объектов в ближнем пространстве.

5.1.4. Сознательно переключай свое внимание с ближнего пространства на более удаленное для своевременного обнаружения запрещающих знаков, ограждений, контактной подвески или воздушной линии электропередачи над тепловозом.

Будь осмотрительным. Не поднимайся на крышу тепловоза под неотключенную и незаземленную контактную подвеску и во время движения.

Сначала думай, потом делай. Спешка — причина травм.

5.2. Исключение отвлечения внимания

5.2.1. Не допускай отвлечения внимания от сознательного контроля за своими перемещениями. Это также является причиной ошибочного подъема на крышу тепловоза и последующего электропоражения.

Отвлечение внимания может произойти при выявлении неисправности в каких-либо устройствах: радиоантенне, монтажном люке и т.п., находящихся в непосредственной близости от контактной подвески. Забыв о своей личной безопасности, помощник или машинист может приступить к осмотру оборудования и устранению неисправности, приблизившись ближе 2 м к незаземленной контактной подвеске или к воздушной линии электропередачи.

5.2.2. Отвлекают внимание раздражители внезапные, неожиданные, а также внутренние переживания человека (эмоции и чувства).

При проходе по тепловозу концентрируй свое внимание на опасные места, т.е. сознательно переключай свое внимание на обеспечение безопасности перемещений.

Концентрация внимания — это качество внимания, определяющее его высокую интенсивность.

При обходе тепловоза не отвлекайся на посторонние предметы, а также на внутренние переживания, которые могут отвлечь внимание от обеспечения личной безопасности. Поэтому при обходе тепловоза машинисту тепловоза или его помощнику следует применять самоотвлечение внимания, т.е. сознательно переключить свое внимание на обеспечение безопасности своих передвижений по тепловозу.

Защити себя сам!

Переключи свое внимание на личную безопасность.


5.3. Предупреждение машинистом помощника машиниста о заезде тепловоза под контактную сеть

5.3.1. Одной из причин ошибочного подъема на крышу тепловоза под неотключенную и незаземленную контактную подвеску может быть забывчивость и привычка выходить на крышу при эксплуатации тепловоза на неэлектрифицированных участках железных дорог.

5.3.2. Машинист! Перед отправлением поезда предупреди помощника, что тепловоз будет заезжать на электрифицированный участок железной дороги.

При заезде под контактную сеть напомни ему, что подъем на крышу тепловоза запрещен.

5.4. Соблюдение допустимого расстояния до контактной сети, находящейся под рабочим или наведенным напряжением

5.4.1. Помни! Контактный провод располагается не по оси пути, а зигзагообразно, что уменьшает расстояние от него до лестницы или края крыши тепловоза. Наибольший зигзаг контактного провода от оси пути составляет 500 мм (рис. 6а).

Под напряжением 3,0; 25,0 кВ или наведенным напряжением находятся и конструкции, поддерживающие контактную подвеску: изоляторы, кронштейны, фиксаторы (рис. 6б, помечены темным цветом).

5.4.2. Габарит между крышей тепловоза и контактной подвеской с напряжением 3,0 или 25,0 кВ составляет чуть больше 1 м, что меньше допустимого расстояния, равного 2 м, от тела человека или применяемого им инструмента или приспособления до частей контактной сети, находящихся под напряжением.

Не поднимайся на крышу тепловоза под неотключенную и незаземленную контактную подвеску.

5.5. Халатность

Одной из причин ошибочного подъема работника на крышу локомотива под неотключенную и незаземленную контактную подвеску, ВЛ 0,4; 6,0; 10,0; 35,0 кВ может быть халатность пострадавшего.

Халатность — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих служебных обязанностей из-за недобросовестного или небрежного отношения к работе.

Халатность может быть исключена путем концентрации своего внимания на мерах личной безопасности при осмотре крышевого оборудования тепловоза, электровоза или электропоезда.