2223р Положение об организации и проведении инструктажей по безопасности движения работникам локомотивных бригад

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в целях повышения качества проведения профилактической работы с работниками локомотивных бригад структурных подразделений Дирекции тяги и Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава в вопросах обеспечения безопасности движения поездов.

1.2. Для работников локомотивных бригад эксплуатационных локомотивных (моторвагонных) депо (далее — депо) предусматриваются следующие виды инструктажей:

  • предрейсовый инструктаж, направленный на ознакомление локомотивных бригад с особенностями работы в предстоящую поездку или смену с материалами по безопасности движения и другими нормативными документами, поступившими для ознакомления;
  • внеочередной инструктаж по случаям грубых нарушений безопасности движения (крушений, аварий, столкновений, проездов запрещающих сигналов и т.д.);
  • инструктаж после перерыва в работе свыше 10 календарных дней;
  • индивидуальный инструктаж по изменениям ТРА станций;
  • плановый инструктаж, направленный на повышение уровня знаний работников локомотивных бригад по действиям в опасных ситуациях и обеспечение выполнения мероприятий по недопущению травмирования работников на производстве при выполнении технологических процессов.

1.3. Порядок проведения инструктажей работникам локомотивных бригад по безопасности движения устанавливается приказом начальника депо.

 

2. Требования по обустройству места проведения предрейсового инструктажа работникам локомотивных бригад

2.1. Предрейсовый инструктаж работникам локомотивных бригад проводится в специально выделенном кабинете инструктажа, а на удаленных станциях в помещении заступления локомотивных бригад на работу, оборудованном электронными терминалами самообслуживания (ЭТСО) (далее — Терминалы) с программным обеспечением, позволяющим производить ознакомление с материалами инструктажа (далее — Система) и осуществлять контроль фактического прохождения инструктажа через автоматизированное рабочее место дежурного по депо с привязкой к явке локомотивной бригады.

Количество терминалов устанавливается из расчета:

  • не менее 2-х при выдаче до 50 локомотивных бригад в сутки;
  • не менее 3-х при выдаче до 100 локомотивных бригад в сутки;
  • не менее 4-х при выдаче более 100 локомотивных бригад в сутки.

При отсутствии АРМ Инструктажа (автоматизированного рабочего места) инструктаж проводится с использованием компьютерной техники или бумажных носителей.

2.2. В кабинете инструктажа размещаются:

2.2.1. Планшеты (по периметру кабинета инструктажа), на которых должны быть нанесены:

  • схемы участков обслуживания локомотивными бригадами депо с профилями пути и кривыми в плане;
  • схемы станций вне зависимости от класса;
  • режимные карты;
  • места расположения знаков и указателей;
  • выписки негабаритных стыков и особенностей ТРА станций.

 

Аналогичная информация должна быть в отдельных альбомах. Допускается ведение альбомов в электронном виде с использованием персональных компьютеров.

2.2.2. Экраны с приказами начальника депо:

  • о привлечении к ответственности работников локомотивных бригад, допустивших нарушения безопасности движения и браки в работе;
  • о привлечении к ответственности работников локомотивных бригад, допустивших нарушения, выявленные при прослушивании регламента переговоров;
  • о поощрении работников локомотивных бригад за предотвращение нарушений безопасности движения;
  • по нормированию труда и отдыха локомотивных бригад.

2.2.3. Экран лишения талонов предупреждений локомотивных бригад;

2.2.4. Экран нарушений, выявленных при расшифровке скоростемерных лент и кассет регистрации (модулей памяти).

2.2.5. Перечень мест, требующих проследования с особым вниманием:

  • с ограниченной видимостью постоянных сигналов;
  • обрывоопасных;
  • подверженных выходу воды на железнодорожный путь, подмывам, оползням, снежным лавинам, обвалам, пучинам, провалам и т.д.

2.2.6. Выписки о допустимых скоростях движения и местах постоянного уменьшения скорости на обслуживаемых участках, установленных приказом владельца инфраструктуры.

2.3. Для размещения материала основной тематики проведения предрейсового инструктажа, необходимой для подготовки к предстоящей поездке (смене), в самом доступном в кабинете инструктажа месте размещается специальный стенд, разделенный на сектора, в которых должны располагаться:

  • материалы инструктажей по случаям изменения установленных скоростей движения, расписания движения поездов, порядка движения поездов и маневровой работы, введения в действие новых постоянных сигналов и упразднения старых сигналов, телеграммам в «адрес 13» (о вводе в эксплуатацию объектов железнодорожной автоматики и телемеханики) и «адрес 14» (о введении новых устройств СЦБ) формируются в отдельную папку и хранятся в ней до полного ознакомления (под роспись) с ними локомотивных бригад. После ознакомления всех локомотивных бригад с данными материалами они должны храниться в депо (у инженера цеха эксплуатации) не менее одного года;
  • выписки из приказов о вводе нормативных актов и временных инструкций;
  • аншлаги и технические бюллетени по последним допущенным нарушениям безопасности движения.

2.4. Планшеты, экраны и стенды оформляются в одной цветовой гамме, в доступной для восприятия инструктируемым работником форме.

3. Организация проведения предрейсового инструктажа работникам локомотивных бригад

3.1. Предрейсовый инструктаж проходит каждый работник локомотивной бригады при явке на работу по месту основной явки локомотивной бригады. Работник локомотивной бригады обязан ознакомиться с содержанием поступивших на инструктаж материалов, расположенных в электронных терминалах самообслуживания (ЭТСО).

Предрейсовый инструктаж не проводится после отдыха локомотивной бригады в пункте оборота.

3.2. Проверка качества усвоения материала работниками локомотивных бригад по особенностями предстоящей работы и изменениям в поездной обстановке, проводится:

  • ответственным работником (заместителем начальника депо по эксплуатации, начальником (инженером) отдела эксплуатации, машинистом-инструктором), назначенным приказом начальника депо, в должностные обязанности которого включена функция по подготовке тематики и проведению предрейсового инструктажа в пунктах явки работников локомотивных бригад, имеющих общую выдачу за смену более 15 локомотивных бригад;
  • машинистом-инструктором локомотивных бригад при наличии удаленных колонн локомотивных бригад и отсутствии дежурного по депо;
  • дежурным по депо при выдаче 15 локомотивных бригад в смену и менее;
  • руководителями депо в период дежурства, установленного графиком в период специальных и особых режимов работы.

3.3. При организации явки работников локомотивных бригад на линейных станциях участка обслуживания порядок проведения предрейсового инструктажа устанавливается начальником депо по согласованию с начальником региональной дирекции.

3.4. Порядок подготовки, обновления и ввода в Систему материалов предрейсового инструктажа с указанием ответственного работника (инженера отдела эксплуатации, машиниста-инструктора) устанавливается приказом начальника депо.

3.5. Материал инструктажа должен быть краток, конкретен и понятен. Время на ознакомление и проверки усвоения материала инструктажа должно быть не более 5 минут.

3.6. В предрейсовый инструктаж работников локомотивных бригад включается и заносится в АРМ предрейсового инструктажа следующая тематика:

  • первичная информация по случаям грубых нарушений безопасности движения. При этом, предрейсовый инструктаж по случаям грубых нарушений безопасности движения, охраны труда или трудовой дисциплины до поступления телеграммы из ОАО «РЖД» с отметкой «7» заключается в ознакомлении с фактом допущенного грубого нарушения;
  • производство ремонтных или иных работ на обслуживаемом локомотивными бригадами участке, вариантные маршруты пропуска поездов, закрытие участков путей, выключение из зависимости стрелок и сигналов при переключении устройств СЦБ, допускаемые скорости движения, ограничения весовой нормы поезда, изменения расписания движения поездов и другие отклонения от нормальных условий пропуска поездов. Изменения скоростей движения и вводимые изменения расписания движения поездов, касающиеся локомотивных бригад, обязательно вносятся работниками локомотивных бригад в личные выписки по скоростям движения и служебные расписания поездов соответственно;
  • включение в действие новых и упразднение старых постоянных сигналов;
  • сложные метеоусловия (понижение температуры, гололед, снегопады, метели и сильные ветры, выход воды на путь, выбросы пути в жаркую погоду) на участках работы локомотивных бригад и конкретных действий при возникновении нестандартных и аварийных ситуаций;
  • особенности пропуска специального подвижного состава, выполнения с ним маневровых передвижений, особенности его закрепления;
  • особенности следования с пассажирскими поездами, в состав которых включены вагоны с детьми и специализированные вагоны;
  • особенности следования с пригородными и пассажирскими поездами в предстоящей поездке (изменения времени стоянок, отмены или переноса остановок и их продолжительности, особенностей посадки-высадки пассажиров на ремонтируемых остановочных пунктах);
  • телеграммы и материалы по антитеррористической деятельности.

3.7. Материал предрейсового инструктажа утверждается начальником депо и направляется работникам, назначенным приказом начальника депо для проведения инструктажа, и хранится до окончания срока действия.

3.8. Обновление материалов предрейсового инструктажа производится по мере поступления телеграфных указаний и распоряжений на инструктаж. Материал инструктажа должен быть подготовлен в течение 6-ти рабочих часов после его получения, введен в Систему и размещен в папке предрейсового инструктажа. Изъятие материалов производится по мере определения необходимости в использовании этого материала при инструктаже. Материалы инструктажа вводятся в Систему с указанием даты, времени внесения документа, срока его действия и круга работников, подлежащих ознакомлению с материалами (по видам движения, должностям и пр.).

3.9. В случае невозможности проведения инструктажа с использованием Терминалов, допускается проведение инструктажа с использованием АРМ Инструктажа автоматизированной системы управления локомотивным хозяйством (АСУТ), установленным на персональных компьютерах или бумажных носителях с обязательным указанием даты, времени внесения документа, срока его действия. Поступившие на инструктаж материалы находятся в отдельных папках по видам движения (пассажирское, грузовое, маневровое, хозяйственное, пригородное).

3.10. Подтверждением усвоения материала предрейсового инструктажа является подпись работника депо, проводившего инструктаж (машинист-инструктор локомотивных бригад, руководители депо) в маршруте машиниста.

4. Порядок прохождения автоматизированного предрейсового инструктажа работниками локомотивных бригад

4.1. Для ознакомления с материалом предрейсового инструктажа с использованием Терминалов (ЭТСО) каждый работник локомотивной бригады должен авторизоваться в Системе посредством персональной многофункциональной электронной карты (МЭК) или иным способом, после появления списка материалов инструктажа на предстоящую смену ознакомиться с ними. Подтверждением ознакомления с поступившими материалами является нажатие работником кнопки «Усвоил» после ознакомления с каждым материалом. Факт ознакомления с материалами предрейсового инструктажа оформляется на Терминале листом ф. ТУ-175 ЭТД (Лист прохождения предрейсового инструктажа) и подписывается электронной подписью работника локомотивной бригады.

4.2. Дежурный по депо проверяет наличие отметки о прохождении инструктажа каждым работником локомотивной бригады в АРМ Дежурного по депо.

При отсутствии отметки о прохождении предрейсового инструктажа в АРМ Дежурного по депо, дежурный депо обязан направить работника локомотивной бригады для повторного ознакомления с материалами предрейсового инструктажа с использованием Терминала в присутствии ответственного работника, назначенного приказом начальника депо для ознакомления работников локомотивных бригад с особенностями предстоящей работы и изменениями в поездной обстановке (заместителя начальника депо по эксплуатации, начальника (инженера) отдела эксплуатации, машиниста-инструктора). В случае повторного отсутствия отметки о прохождении предрейсового инструктажа в АРМ Дежурного по депо, дежурный депо обязан направить сообщение в адрес ЕСПП о сбое Системы.

4.3. В случае выхода из строя АРМ Инструктажа, порядок действий причастных работников определяется приказом начальника депо.

 

5. Проведение внеочередных инструктажей работникам локомотивных бригад

5.1. При поступлении из ОАО «РЖД» телеграммы с отметкой «7» по случаям нарушения безопасности движения и мультимедийного видеоролика локомотивной бригаде в соответствии с разработанной тематикой инструктажа по утвержденному начальником депо графику проводится индивидуальный внеочередной инструктаж по данному случаю. Инструктаж оформляется в техническом формуляре машиниста локомотива (МВЛС), помощника машиниста локомотива (МВПС) и в журнале внеочередного инструктажа.

5.2. В материалы внеочередного инструктажа локомотивных бригад включаются все телеграфные указания, содержащие отметку «7».

5.3. При получении телеграммы о проведении внеочередного инструктажа по случаям грубых нарушений безопасности движения поездов начальник депо, а при его отсутствии заместитель начальника депо (по эксплуатации), в течение шести рабочих часов с момента получения телеграммы обязан организовать разработку графика и тематики проведения внеочередного инструктажа с учетом сроков его проведения, определенного телеграфным указанием. Если в телеграмме указаны другие работники локомотивных депо, подлежащие ознакомлению и инструктажу, то они должны быть включены в списки должностных лиц, подлежащих проведению инструктажа.

5.4. Для повышения качества усвоения материала внеочередные инструктажи должны проводиться после поездки или в установленное, согласно разработанному (на 10 дней, но не позднее срока, указанного в телеграмме из ОАО «РЖД») графику, время с использованием мультимедийного видеоролика и схемы-рисунка случая нарушения безопасности движения.

5.5. Проведение внеочередного инструктажа осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным начальником депо должностными лицами, компетентными в вопросах эксплуатационной работы: машинистами-инструкторами локомотивных бригад, заместителями начальника депо, главным инженером депо, начальником депо.

5.6. Заместитель начальника депо (по эксплуатации) на основе полученной телеграммы разрабатывает тематику инструктажа, утверждает ее у начальника депо. В кабинете инструктажа вывешивается аншлаг со схемой-рисунком случая нарушения безопасности движения с целью облегчения восприятия инструктажа и организуется показ видеоматериалов по обстоятельствам произошедшего случая.

5.7. Инструктаж считается усвоенным при условии, что инструктируемый законспектировал материал в техническом формуляре и ответил на вопросы по тематике внеочередного инструктажа. Проинструктированная локомотивная бригада расписывается в журнале внеочередного инструктажа. После этого должностное лицо, проводившее инструктаж, расписывается в журнале внеочередного инструктажа с указанием даты проведения.

5.8. Для демонстрации видеоматериалов, иллюстрирующих материалы инструктажа и объективного тестирования по материалу инструктажа, при проведении внеочередного инструктажа должен использоваться отдельный персональный компьютер.

В случае наличия работников, не ознакомившихся с материалом, он автоматически переходит в Системе в раздел «при перерыве в работе свыше 10 дней» при условии, что материал не утратил актуальности.

5.9. Статистика проведения внеочередных инструктажей формируется на основании сведений в системе автоматизированного инструктажа локомотивных бригад.

 

6. Проведение инструктажа после перерыва в работе свыше 10 календарных дней

6.1. При перерыве в работе свыше 10 календарных дней работнику при явке на работу проводится инструктаж в порядке, установленном настоящим разделом. При этом работник является к начальнику резерва локомотивных бригад, который выдает ему бланк произвольной формы о прохождении инструктажа при перерыве в работе свыше 10 календарных дней.

6.2. Проведение инструктажа после перерыва в работе свыше 10 календарных дней начинается с ознакомления с материалом, сформированным в системе автоматизированного инструктажа в разделе «После перерыва», содержащего материалы по темам предрейсовых инструктажей, не утративших актуальность; внеочередным инструктажам, назначенным в период отсутствия сотрудника; инструктажам по изменениям ТРА станций (материалы в адрес 13, 14), с которыми работник не ознакомился ранее.

6.3. После ознакомления с файлами инструктажа в Системе «для всех видов движения при перерыве в работе свыше 10 дней», работник локомотивных бригад является для проведения инструктажа к машинисту-инструктору, который проводит устный инструктаж по изменениям в работе, произошедшим в период отсутствия работника локомотивных бригад, знакомит с изменениями в ТРА станций и проверяет при помощи контрольных вопросов усвоение материалов инструктажа, после чего делает соответствующую отметку на бланке, указанном в п. 6.1 настоящего положения.

При этом инструктируемый конспектирует необходимые материалы инструктажей в технический формуляр по безопасности движения поездов.

6.4. По окончании инструктажа, работник локомотивной бригады является с формуляром на собеседование к начальнику депо (при его отсутствии к заместителю начальника депо по эксплуатации), который, убедившись в том, что инструктируемый усвоил материалы инструктажа, делает соответствующую отметку на бланке, указанном в п. 6.1 настоящего положения.

6.5. Указанный в п. 6.1 настоящего положения бланк с отметками машиниста-инструктора локомотивных бригад и начальника депо (либо его заместителя по эксплуатации) о прохождении инструктажа и собеседования предъявляется нарядчику локомотивных бригад.

При этом предрейсовый инструктаж в порядке, установленном разделами 3 и 4 настоящего положения, работнику не проводится.

7. Проведение индивидуального инструктажа по изменениям ТРА станций

7.1. При поступлении изменений и дополнений в ТРА станций обслуживаемых участков, а также телеграмм о предстоящем вводе в эксплуатацию объектов железнодорожной автоматики и телемеханики («адрес 13») начальник депо обеспечивает изучение требований поступивших изменений ТРА станций, инструкций по вводимому объекту причастными работниками, установленным в ОАО «РЖД» порядком и включает их в тематику инструктажа в папки: «Материалы по изменениям ТРА станций» и «Материалы в адрес 13, 14».

7.2. Машинистом-инструктором локомотивных бригад в 10-суточный срок проводится инструктаж с каждым работником локомотивных бригад закрепленной колонны.

7.3. Инструктаж проводится с использованием АРМ для инструктажа локомотивных бригад по изменениям ТРА станций обслуживаемых участков и оформляется машинистом-инструктором локомотивных бригад в отдельном журнале (ведомости) инструктажа по изменениям ТРА станций.

7.4. При инструктаже в обязательном порядке должна использоваться схема станции с указанием на ней места вводимого изменения.

7.5. Инструктаж считается усвоенным при условии, что инструктируемый произвел соответствующие отметки в персональной выписке из ТРА и схеме станции, прошел проверку знаний с использованием автоматизированной системы АС ГРАТ (кроме моторвагонного депо), а также ответил на вопросы по тематике инструктажа. Инструктируемый и инструктирующий расписываются в журнале (ведомости) инструктажа с указанием даты его проведения.

7.6. По истечении 10-ти суток с момента начала инструктажа машинистом-инструктором локомотивных бригад передаются ответственному работнику (инженеру отдела эксплуатации, машинисту-инструктору), назначенному приказом начальника депо, сведения о результатах инструктажа и список не проинструктированных локомотивных бригад (очередной отпуск, болезнь, командировка и т.д.) для внесения в ведомость инструктажа при перерыве в работе свыше 10-ти дней.

7.7. По окончании журнала инструктажа по изменениям ТРА станций, при условии инструктажа в полном объеме всех работников локомотивных бригад закрепленной колонны, установленным порядком журнал передается машинистом-инструктором локомотивных бригад в архив депо и хранится один год.

7.8. В отделе эксплуатации депо приказом начальника депо из числа инженеров назначается ответственный работник, который ведет общий учет проинструктированных работников локомотивных бригад.

8. Плановый инструктаж

8.1. Для работников локомотивных бригад, не менее одного раза в неделю проводится плановый инструктаж, направленный на повышение уровня знаний работников локомотивных бригад по действиям в опасных ситуациях и обеспечение выполнения мероприятий по недопущению травмирования работников на производстве при выполнении технологических процессов (далее — Инструктаж). Ответственность за организацию его проведения несет главный инженер депо.

8.2. Проведение Инструктажа предусматривает проверку знаний материала Инструктажа при помощи контрольных вопросов. В случае получения правильного ответа автоматизированная система подтверждает усвоение материала. При отсутствии автоматизированной системы оценку знаний материала проводит ответственный работник (заместитель начальника депо по эксплуатации, начальник (инженер) отдела эксплуатации, машинист-инструктор), на которого приказом начальника депо возложена обязанность проведения Инструктажа.

8.3. Отчетность о проведении Инструктажа формируется в системе дистанционного обучения, а при отсутствии в Журнале предсменного (предрейсового) инструктажа с росписью инструктируемого и инструктирующего.

8.4. Проведение Инструктажа в устной форме (при отсутствии автоматизированной системы) возлагается на ответственного работника (заместителя начальника депо по эксплуатации, начальника (инженера) отдела эксплуатации, машиниста-инструктора), назначенного приказом начальника депо.

8.5. Тематика проведения Инструктажа на следующий месяц доводится до 25 числа каждого месяца до работников локомотивных бригад в виде объявления, вывешенного в кабинете инструктажа, а при отсутствии в помещении заступления локомотивных бригад на работу.

8.6. Тематика Инструктажа разрабатывается в соответствии с п. п. 6.19 — 6.21 Стандарта ОАО «РЖД» 08.020-2014 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 11 декабря 2014 г. N 2940р, и утверждается главным инженером Дирекции тяги на календарный год.

8.7. Конспекты по темам на весь календарный год должны храниться у ответственного работника (заместителя начальника депо по эксплуатации, начальника (инженера) отдела эксплуатации, машиниста-инструктора), назначенного приказом начальника депо. В случае использования системы дистанционного обучения конспект хранится в базе данных системы дистанционного обучения.

8.8. Ознакомление с материалами Инструктажа в системе дистанционного обучения производится работником самостоятельно в любое удобное для него время.

8.9. Контроль за ознакомлением работников с материалами Инструктажа осуществляется главным инженером депо, в том числе с использованием отчетности, формируемой в системе дистанционного обучения.