При переводе главной рукоятки контроллера на 2-ю и последующие позиции частота вращения коленчатого вала дизеля не увеличивается из-за следующих причин:
- не включается реле РУ5 или реле РСМД1;
- не работает электродвигатель СМД регулятора дизеля.
Открыв верхние двери аппаратной камеры, машинист может проверить нормальную работу реле РУ5 (например, переводя режимный переключатель «Управление» из положения «Один тепловоз» в любое другое положение и обратно).
Если при этом реле РУ5 включается и выключается, то первая причина отпадает. Если же реле РУ5 не включается, то необходимо отыскать обрыв в цепи питания катушки реле РУ5, проверив состояние контактов РБ11, РБ21, РУ34, КМР2 (предварительно можно при помощи контрольной лампы установить наличие напряжения на проводах 246, 252 и 261 в панели РШ4. Отсутствие напряжения на одном из этих проводов позволяет сразу же обнаружить место обрыва цепи).
Отметим, что реле РУ5 может не включиться из-за подгара контактов ПСМЕ1 режимного переключателя «Управление». Так как эти контакты включены в общую минусовую цепь катушек ряда аппаратов, то состояние контактов можно проверить, переводя главную рукоятку контроллера на 2-ю и последующие позиции (при неисправных контактах ПСМЕ1 ни одно реле управления не включится).
Если реле РУ5 включено, а реле РСМД1 не включается ни на одной из позиций, то нарушен контакт у замыкающего контакта РУ52 между проводами 87 и 82. Если реле РСМД1 включается нормально, а изменения частоты вращения коленчатого вала не происходит, причину неисправности следует искать в цепях питания обмоток электродвигателя СМД (подгар блокировочных контактов РСМД11 или РСМД22, обрыв провода 84 у резистора R17, отпайка провода 202 или 92 от резистора R32, плохой контакт в штепсельном разъеме к электродвигателю СМД, зависание электрощеток в щеткодержателях электродвигателя СМД или загрязнение его коллектора).
Отыскание причины неисправности упрощается, если увеличение частоты вращения коленчатого вала не происходит на какой-либо определенной позиции. Например, частота вращения вала не увеличивается на 2, 4, 6 и 8-й позициях (т. е. не включается реле РУ1). Значит, причину неисправности надо искать в цепи питания катушки реле РУ1.
Если вместе с реле РУ1 не включается и реле РУ4, то подгорели контакты КМЗ главного барабана контроллера, т. е. напряжение на проводе 222 отсутствует. Если же реле РУ4 включилось, а реле РУ1 нет, то нарушена минусовая цепь катушки реле РУ1 (либо обрыв в самой катушке).
Когда увеличения частоты вращения вала не происходит на 3, 4, 7 и 8-й позициях (не включается реле РУ2), то проверяют состояние контактов КМ4 главного барабана контроллера между проводами 202 и 223. Если же не включается реле РУЗ, то увеличения частоты вращения коленчатого вала не происходит на 5-й и всех последующих позициях. В этом случае необходимо проверить состояние контактов КМ5 между проводами 202 и 224 и положение отключателей тяговых электродвигателей ОМ1, ОМ2 и ОМЗ.
Когда все реле РУ1, РУ2 и РУЗ включаются и выключаются нормально, но увеличения частоты вращения коленчатого вала не происходит на какой-либо определенной позиции, то причина неисправности заключается в нарушении цепи питания катушки реле РСМД1 из-за плохого контакта у замыкающих или размыкающих контактов реле РУ1, РУ2, РУЗ или одного из контактных пальцев концевого выключателя.
Если при переводе главной рукоятки контроллера с 4-й на 5-ю позицию начинается автоматическое снижение частоты вращения коленчатого вала до минимальной, то либо в масляной системе дизеля пониженное давление, либо неисправно реле давления масла РДМ. Когда процессы увеличения частоты вращения коленчатого вала протекают без нарушений, но при переводе главной рукоятки контроллера на какую-либо низшую позицию не происходит снижения частоты вращения вала, то на данной позиции нарушена цепь питания катушки реле РСМД2. Для устранения неисправности проверяют, как указано выше, состояние соответствующих замыкающих и размыкающих контактов реле РУ1, РУ2 и РУЗ и контактных пальцев концевого выключателя, через которые на данной позиции собирается цепь питания катушки реле РСМД2. В том случае, когда уменьшения частоты вращения коленчатого вала дизеля не происходит при включенном реле РСМД2, оборвана цепь питания якорной обмотки электродвигателя СМД. Поскольку увеличение частоты вращения вала происходило нормально, а в обратную сторону якорь СМД не вращается, обрыв цепи может быть из-за подгара контактов РСМД12 (между проводами 89 и 105), а также отпайки провода 83 от резистора R17.
Выходной вал понижающего редуктора соединен с кулачковым валом регулятора через муфту с поводковой защелкой. В случае выхода этой защелки из паза ступицы, укрепленной на выходном валу редуктора, механическая связь между якорем электродвигателя СМД и кулачковым валом регулятора дизеля прекращается, т. е. дизель продолжает работать на 8-й позиции и при сбросе главной рукоятки контроллера на нулевую позицию.
Для устранения такой неисправности снимают крышку концевого выключателя и вручную за кулачок поворачивают валик концевого выключателя, а через него кулачковый вал регулятора до тех пор, пока защелка вновь войдет в паз ступицы выходного вала редуктора.