3. Организация расшифровки носителей информации их регистрация и сроки хранения


3.1. Все носители информации, поступившие в участок расшифровки, регистрируются в электронном виде и заверяются ЭЦП в журнале ф.ТУ-133 № 1 АСУТ НБД в день расшифровки1.

3.2. Носитель информации должен быть расшифрован после окончания поездки (смены) не позднее четырех суток с момента его изъятия из локомотивного регистрирующего устройства безопасности.

При использовании локомотивных бригад, задействованных для работ по технологии турной езды при производстве ремонтно-путевых работ в режиме «окон» и в период длительно закрытых перегонов, носитель (носители) информации предоставляются для расшифровки после окончания турной езды (при возвращении локомотивных бригад в основное депо, сдачи маршрутов вместе с носителями информации), но не позднее восьми суток с начала работы в туре.

При продолжительности турной работы локомотивной бригады более восьми суток, доставка носителей информации для их своевременной расшифровки определяется приказом начальника структурного подразделения.

Расшифровка носителей информации должна быть осуществлена в течение двух рабочих смен после их поступления в участок расшифровки, при этом не допускается нарушение нормативного срока расшифровки носителя информации после окончания поездки (смены).

3.3. В системе АСУТ НБД предусмотрено ведение следующих журналов (форма ТУ-133):

  • журнал № 1 (журнал регистрации всех носителей информации поступивших для расшифровки);
  • журнал № 2 (журнал регистрации нарушений для расследования начальником депо);
  • журнал № 2 «А» (журнал регистрации нарушений для расследования заместителем начальника депо (по эксплуатации));
  • журнал № 3 (журнал регистрации нарушений в работе устройств и систем безопасности, тормозного оборудования, для расследования главным инженером депо);
  • журнал № 4 (журнал регистрации нарушений режима ведения поезда);
  • журнал № 5 (журнал регистрации нарушений режимов эксплуатации тягового подвижного состава);
  • журнал задержек поездов.

3.4. В журнале ф.ТУ-133 № 2 (журнал нарушений для расследования начальником депо) регистрируются следующие нарушения локомотивных бригад:

  • проезд или нарушение установленного порядка следования к светофору с запрещающим показанием;
  • остановки поезда перед путевым сигналом с запрещающим показанием (если это показание не возникло внезапно) с применением полного служебного (в один прием) или экстренного торможения;
  • нарушение установленных скоростей движения;
  • автостопные или экстренные торможения по причине перекрытия путевых светофоров, неподтверждения бдительности или вызванные нарушением правил эксплуатации устройств безопасности;
  • отсутствие полного, сокращенного или технологического опробования тормозов в поездах или проверки действия тормозов в пути следования;
  • управление локомотивом из задней кабины;
  • прекращение машинистом начавшегося торможения поезда автостопом (выключением ЭПК);
  • приведение в движение локомотива с выключенными устройствами и системами безопасности, включая перекрытие разобщительного крана к ЭПК (кроме случаев, регламентированных нормативными документами);
  • преднамеренное вмешательство в регистрацию записей на носителях информации или их порча;
  • отключение ЭПК при следовании к светофору с запрещающим показанием;
  • отсутствие проверки состояния тормозной магистрали поезда перед отправлением поезда, выполняемое путем постановки ручки крана машиниста в I положение;
  • отсутствие носителя информации по выполненной поездке (смене);
  • проследование маневровых светофоров с запрещающим показанием по указанию дежурного по станции.

3.5. В журнале ф.ТУ-133 № 2 «А» регистрируются нарушения локомотивных бригад, которые не входят в журнал ф.ТУ-133 № 2, при этом заместитель начальника депо (по эксплуатации) должен расследовать следующие нарушения:

  • разрядка в тормозной магистрали более или менее от установленной величины, при проверке автотормозов на их действие в пути следования;
  • истощение тормозной магистрали во время движения поезда (маневрового состава);
  • нарушения машиниста при срабатывании тормозов в составе движущегося поезда из-за нарушения целостности тормозной магистрали;
  • нарушения в управлении тормозами в соединенных поездах и поездах повышенного веса и длины;
  • следование резервом (с поездом) для оказания помощи поезду, остановившемуся на перегоне;
  • остановка поезда на перегоне и требование вспомогательного локомотива;
  • остановка поезда, при разрешающем сигнале путевого светофора на перегоне или станции, без установленного разрешения (вне расписания);
  • пропуск предварительной световой или звуковой сигнализации один раз при «КЖ», два раза подряд при разрешающем огне и/или более трех раз за поездку (смену);
  • зажигание белого огня вместо красного кнопкой ВК на кодированных участках;
  • выключение ЭГЖ при остановке (стоянках) поезда на промежуточных станциях или перегоне (за исключением случаев технологических отключений ЭГЖ);
  • несвоевременная сдача поездных документов или носителя информации;
  • остановка поезда (локомотива) без применения автотормозов;
  • скатывание в поездном и маневровом режиме без подтверждения бдительности со стороны машиниста вызвавшее впоследствии автостопное или экстренное торможение;
  • юз или боксование колесных пар;
  • нарушение установленного порядка выполнения опробования тормозов в поезде на станции (перегоне) и проверки тормозов в пути следования;
  • нарушение скорости при проверке тормозов в пути следования;
  • совместное применение на локомотиве электрических и пневматических тормозов, при проверке на их действие в пути следования;
  • неправильные действия машиниста при срабатывании УКСПС, КТСМ, КГУ;
  • неправильные действия машиниста при получении информации «Толчок в пути»;
  • нарушение порядка проследования светофоров с запрещающим или непонятным показанием; .
  • следование с выключенными или несвоевременно включенными дополнительными исправными устройствами и системами безопасности;
  • следование с неисправными устройствами и системами безопасности без регистрируемого приказа ДНЦ;
  • неправильные действия машиниста при эксплуатации устройств и систем безопасности;
  • нарушение в оформлении поездных документов или отсутствие сопроводительных документов к поездке (смене), бланков предупреждений, справки о тормозах по выполненной поездке и т.д.;
  • выдача с депо под пассажирский (почтово-багажный) поезд локомотива не оборудованного ЭПТ;
  • отсутствие контроля записи писцов на скоростемерной ленте.

Остальные нарушения, регистрируемые в журнале ф.ТУ-133 № 2 «А», расследуются машинистами-инструкторами и специалистами смежных подразделений (ТРПУ, ШЧ, СЛД и т.д.) в соответствии с установленным в ОАО «РЖД» порядком.


3.6. В журнале ф.ТУ-133 № 3 регистрируются нарушения в работе устройств безопасности, устройств сигнализации централизации и блокировки, тормозного оборудования, которые расследуются специалистами смежных подразделений (ТРПУ, ШЧ, СЛД и т.д.) в соответствии с установленным в ОАО «РЖД» порядком.

Главным инженером депо (ТЧЭ) расследуются нарушения, направленные на разбор (дорасследование) в депо, в соответствии с установленным настоящим Положением порядком.

3.7. В журнале ф.ТУ-133 № 4 регистрируются случаи нарушений проследования грузовых поездов расчетных подъемов, при этом заместитель начальника депо (по эксплуатации) должен расследовать следующие нарушения:

  • остановка грузового поезда на расчетном подъеме с критическим весом без требования вспомогательного локомотива;
  • остановка грузового поезда на расчетном подъеме с критическим весом с требованием вспомогательного локомотива;
  • остановка поезда повышенного веса на станции, расположенной перед расчетным подъемом.

Остальные нарушения, регистрируемые в журнале ф.ТУ-133 № 4, расследуются машинистами-инструкторами, в соответствии с установленным настоящим Положением порядком.

3.8. В журнале ф.ТУ-133 № 5 регистрируются случаи нарушений эксплуатации локомотива, выявленные при расшифровке носителей информации локомотивных бортовых систем учета и/или диагностирования, при этом заместитель начальника депо (по эксплуатации) должен расследовать следующие нарушения:

  • перегрев главного генератора;
  • непринятие мер при боксовании колесных пар (сброс позиции, подача песка);
  • юз колесных пар;
  • проследование нейтральной вставки без выключения вспомогательных машин;
  • отправление с поездом без вспомогательного локомотива с превышением допустимой массы поезда.

Остальные нарушения, регистрируемые в журнале ф.ТУ-133 № 5, расследуются машинистами-инструкторами депо или специалистами смежных подразделений, в соответствии с установленным в ОАО «РЖД» порядком.

3.9. В журнале задержек поездов регистрируются случаи остановок поездов у запрещающих или разрешающих сигналов, отклонения от нормальных условий их пропуска по перегонам и станциям, остановки и проследование в соответствии с выданным предупреждением.

Машинистами-инструкторами проводится расследование следующих случаев:

  • остановка поезда при возникновении транспортного происшествия;
  • остановка поезда по причине технической неисправности подвижного состава;
  • остановка по команде ДСП, ДНЦ, ТЧМ, дежурного по переезду, переданной по радиосвязи;
  • стоянка пассажирского поезда не предусмотренная расписанием.

Остальные нарушения, регистрируемые в журнале задержек поездов, расследуются специалистами причастных подразделений ОАО «РЖД», в соответствии с установленным в ОАО «РЖД» порядком.

3.10. При отсутствии в электронном носителе информации данных о выполненной поездке (смене), ошибке считывания или не считывания информации, данный носитель изымается из эксплуатации и направляется для проверки в производственный участок региональной дирекции по ремонту тягового подвижного состава (далее — ТРГТУ), имеющий оборудование для проверки и ремонта носителей информации.

Случай отсутствия поездки (смены) на носителе информации или невозможности считывания данных с носителя информации регистрируется в журнале ф.ТУ-133 № 3 с кратким описанием случая в примечании к коду нарушения.

Если локомотив оборудован дополнительными устройствами безопасности или системами регистрации параметров (САУТ, УСАВП и т.д.), то поездка (смена) расшифровывается с использованием данных устройств, при наличии технической возможности у техника по расшифровке.

3.11. Расшифрованные ленты скоростемеров и сопроводительные документы по выполненным поездкам, хранятся в специальных шкафах в помещении архива расшифровки.

При организации расшифровки носителей информации в центре расшифровки, пересылаемые из депо ленты скоростемеров и сопроводительные документы по выполненным поездкам, зарегистрированным на ЭНИ и скоростемерные ленты без нарушений, после их расшифровки в центре возвращаются обратно в депо для хранения в помещении архива расшифровки депо в соответствии с установленными сроками, (порядок возврата устанавливается приказом региональной дирекции применительно к местным условиям).


3.12. Расшифрованные ЭНИ техник по расшифровке сохраняет в соответствующих журналах программы дешифрации.

Ленты скоростемеров ЗСЛ-2М, диаграммные ленты КПД-3, файлы ЭНИ и сопроводительные документы к ним, зарегистрированные в журнале ф.ТУ-133 № 1 без нарушений, а также зарегистрированные в журнале задержек поездов, хранятся в течение 30 дней после окончания месяца, в котором была выполнена поездка.

Файлы поездок (смены) с нарушениями, зарегистрированными в журналах ф.ТУ-133 № 2, 2«А», хранятся на ПК техника по расшифровке и в течение одного года после окончания месяца, в котором была выполнена поездка.

Сопроводительные документы к файлам поездок (сменам), зарегистрированных в журналах ф.ТУ-133 № 2, 2 «А», хранятся в помещении архива в течение одного года после окончания месяца, в котором была выполнена поездка (смена), после чего утилизируются.

Файлы поездок (смены), с нарушениями, зарегистрированными в журналах ф.ТУ-133 № 3, 4, 5, хранятся на ПК техника по расшифровке в течение двух месяцев после окончания месяца, в котором была выполнена поездка.

Сопроводительные документы к файлам поездок (сменам), зарегистрированных в журналах ф.ТУ-133 № 3, 4, 5, в бумажном виде хранятся в помещении архива не более 30 дней после окончания месяца, в котором была выполнена поездка (смена), после чего утилизируются.

Ленты скоростемеров ЗСЛ-2М, диаграммные ленты КПД-3 с нарушениями, зарегистрированными в журналах ф.ТУ-133 № 2, 2«А», хранятся в отдельных шкафах (ячейках) в помещении архива в течение одного года после окончания месяца, в котором была выполнена поездка (смена), после чего утилизируются.

Ленты скоростемеров ЗСЛ-2М, диаграммные ленты КПД-3 с нарушениями, зарегистрированными в журналах ф.ТУ-133 № 3 и 4, хранятся в отдельных шкафах (ячейках) в помещении архива в течение двух месяцев после окончания месяца, в котором была выполнена поездка (смена), после чего утилизируются.

Нарушения, зарегистрированные одновременно в журналах ф.ТУ-133 № 2, 2«А», 3, 4 или 5, хранятся в соответствии со сроками, установленными для журналов ф.ТУ-133 №2, 2«А», вместе с сопроводительными документами.

3.13. Для исключения потери информации считанных файлов ЭНИ КЛУБ-Ув/и, БЛОКв/и, хранящихся на ПК или сервере, должна быть предусмотрена система резервного копирования считанных файлов на другой ПК, использующийся в качестве резервного сервера хранилища или ежемесячное копирование считанных файлов на съемный носитель информации.

Скопированные на съемный носитель файлы, хранятся в течение года после окончания текущего.

3.14. Утилизация сопроводительных документов, лент скоростемеров ЗСЛ-2М, КПД-3 осуществляется ежемесячно.

Диаграммные ленты КПД-3 на пластиковой основе утилизируются отдельно от бумажных.

Порядок утилизации устанавливается приказом начальника депо (центра расшифровки) с учетом требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД».

Ответственным за утилизацию сопроводительных документов, лент скоростемеров ЗСЛ-2М и диаграммных лент КПД-3 является старший техник по расшифровке и машинист-инструктор (по автотормозам).

При хранении сопроводительных документов, лент скоростемеров ЗСЛ-2М и диаграммных лент КПД-3 в архиве центра расшифровки, ответственным за утилизацию является начальник центра расшифровки и старший техник по расшифровке центра расшифровки.

3.15. Вынос носителей информации, сопроводительных документов из помещения расшифровки запрещается до окончания сроков их хранения. Ответственность за сохранность всех носителей информации и сопроводительных документов, поступивших для расшифровки, несет старший техник по расшифровке, а при его отсутствии — старший смены техник по расшифровке.

3.16. При организации расшифровки носителей информации в центре расшифровки ответственность за организацию сохранности всех носителей информации и сопроводительных документов несет начальник центра расшифровки.

3.17. При необходимости выноса носителей информации из помещения расшифровки (для проведения расследований, анализа данных и т.д.) носитель информации регистрируется в журнале выдачи расшифрованных носителей информации.

3.18. В журнале указывается дата выдачи носителя информации, присвоенный номер носителю информации согласно данных АСУТ НБД (журнал № 1), характеристика носителя информации (лента скоростемера ЗСЛ-2М или диаграммная лента КПД-3), основание для выдачи (запрос следственных органов, запрос АО «ФПК», запрос ТРПУ и т.п.), фамилия инициалы, должность и подразделение (название организации) кому был выдан носитель информации, ориентировочный срок возврата носителя информации.

Выдача носителя информации заверяется подписью старшего техника по расшифровке, а также подписью лица, которому передан носитель информации.

При возвращении носителя информации в журнале отмечается дата возврата и подписи лиц принявшего и сдавшего носитель информации.

3.19. Выдачу носителей информации осуществляет старший техник по расшифровке (начальник центра расшифровки) по разрешению начальника (заместителя начальника) региональной дирекции тяги или начальника депо.

3.20. При наличии у машиниста паспорта доверия, подлежат расшифровке 20% носителей информации ежемесячно.

Данные о всех выполненных поездках (сменах) регистрируются в АРМ ТЧР с привязкой к маршруту машиниста, а в поле «примечание» ставится специальная отметка «паспорт доверия машиниста от «…» (дата выдачи паспорта)».

При регистрации в АРМ ТЧР носителей информации, которые не подлежат расшифровке, в случае если в данной поездке (на основании записей машиниста) были зарегистрированы сбои в работе устройств безопасности, остановки в пути следования по причине неисправности технических средств, отклонения от нормальных условий пропуска поезда, остановки у запрещающих показаний светофоров и т.д., техник по расшифровке должен проверить соответствие записей машиниста и данных, зарегистрированных на носителе информации, после чего внести соответствующие нарушения (замечания) в соответствии с кодами АСУТ НБД.