3. Порядок электробезопасного подъема локомотивной бригады на крышу электровоза, электропоезда, тепловоза на электрифицированных путях, не предназначенных для осмотра крышевого оборудования


3.1. При необходимости подъема на крышу электровоза, электропоезда, тепловоза для устранения повреждения или для внепланового осмотра оборудования на путях, не предназначенных для осмотра крышевого оборудования, рабочее напряжение с контактной сети должно быть снято энергодиспетчером по устной заявке машиниста локомотива.

По приказу энергодиспетчера работники дистанции электроснабжения в 2 лица заземляют отключенную контактную подвеску. Допускается заземлять отключенную контактную сеть для осмотра крышевого оборудования локомотива одному электромонтеру с группой по электробезопасности не ниже 1У в присутствии машиниста локомотива (электросекции) или его помощника.

Отключенная контактная подвеска постоянного или переменного тока должна быть заземлена с 2-х сторон от локомотива путем установки на контактную подвеску 2-х заземляющих штанг, заранее подсоединенных к тяговому рельсу или к заземляющему спуску опоры контактной сети (рис. 4).

1 — контактная подвеска, 2 — переносная заземляющая штанга, 3 — электровоз, электропоезд, тепловоз или цистерна, тяговые рельсы

Каждая заземляющая штанга должна быть установлена не ближе одного мачтового пролета от локомотива (рис. 4).

На электрифицированных участках железных дорог переменного тока расстояние между этими двумя заземляющими штангами должно быть не более 200 м.

На электрифицированных участках железных дорог постоянного тока каждая заземляющая штанга должна быть установлена в пределах ее видимости, но не далее 300 м от локомотива и не ближе одного мачтового пролета от него.

При аварийном пережоге, обрыве контактного провода над локомотивом, при изломе токоприемника, если остался целым несущий трос контактной подвески, то лежащие на корпусе электровоза, электропоезда, тепловоза или на рельсах контактные провода так же, как и в нормальном режиме, должны быть отключены и заземлены с 2-х сторон (рис. 4).

Если произошел разрыв целиком контактной подвески, т.е. оборваны контактные провода и несущий трос, и провода лежат на электровозе, электропоезде или на тепловозе, то для заземления контактной подвески с обеих сторон от места ее обрыва должно быть установлено не по одной, а по две заземляющих штанги.

Не рекомендуется останавливать локомотив для внепланового осмотра крышевого оборудования в местах секционирования контактной сети — под изолирующим сопряжением (воздушным промежутком) или под секционным изолятором из-за большей траты времени на заземление контактной сети и на подготовку рабочего места на крыше локомотива.

3.2. Опоры контактной сети, ограничивающие воздушные промежутки (изолирующие сопряжения), должны иметь отличительный знак — чередующиеся 4 черные и 3 белые горизонтальные полосы.

Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой (рис. 5а).

Знаки могут наноситься непосредственно на опоры или щиты, закрепляемые на опорах (рис. 5б). На многопутных участках допускается установка указательных знаков на конструкциях контактной сети над осью пути.

Остановка ЭПС с поднятыми токоприемниками между этими опорами (знаками) запрещается.


3.3. Подъем на крышу локомотивной бригады допускается только после отключения и заземления контактной подвески и по разрешению представителя дистанции электроснабжения (ЭЧ).

Все выходы локомотивной бригады на крышу подвижного состава после выполнения всех организационно-технических мероприятий по обеспечению электробезопасности следует регистрировать в бортовом журнале формы ТУ-152 с указанием причин выхода на крышу, результатов проведенных работ и обязательной подписью машиниста локомотива и представителя дистанции электроснабжения.

Для проведения осмотра или ремонта крышевого оборудования, контактной подвески представителю ЭЧ необходимо:

  • предъявить машинисту удостоверение на право производства работ на контактной сети;
  • потребовать от машиниста открытия лестницы или люка для подъема на крышу;
  • убедиться осмотром с земли в том, что все токоприемники электровоза, электропоезда опущены;
  • убедиться, что контактная подвеска заземлена.

После этого вместе с машинистом локомотива, который должен открыть лестницу, можно подняться на крышу электровоза, электропоезда или тепловоза, под отключенную и заземленную с 2-х сторон от локомотива контактную подвеску.

Первым на крышу локомотива должен подниматься представитель дистанции электроснабжения.

Запрещен подъем на крышу локомотива, если контактная подвеска находится под рабочим напряжением или если рабочее напряжение снято, но контактная подвеска не заземлена на тяговый рельс, как указано в пункте 3.1 настоящих Методических рекомендаций.

3.4. Первыми с крыши локомотива спускаются члены локомотивной бригады.

По окончании осмотра токоприемников или их подвязки, осмотра другого оборудования, контактной подвески и спуска на землю представитель дистанции электроснабжения в присутствии машиниста или его помощника снимает с контактной подвески заземляющие штанги, отключает их от тяговых рельсов и дает уведомление энергодиспетчеру следующего содержания:

  • работы на крышевом оборудовании тепловоза (электровоза, электропоезда, дизель-поезда) на пути N ___ по приказу N ___ окончены в ___ час. ___ мин.;
  • люди выведены;
  • заземления сняты.

После подачи представителем дистанции электроснабжения такого уведомления энергодиспетчеру контактная подвеска над локомотивом считается находящейся под рабочим напряжением.

3.5. Меры электробезопасности для подъема работника на цистерну, находящуюся под контактной подвеской на пути, не предназначенном для подъема, осуществляются так же, как и при подъеме на крышу локомотива. При этом устанавливать и снимать заземляющие штанги должны 2 электромонтера контактной сети.

3.6. Слесарям ПТО необходимо помнить, что тепловоз могут поставить на электрифицированный путь. Поэтому перед подъемом на крышу тепловоза осмотритесь, нет ли над тепловозом контактной подвески.

Запрещается без мастера (бригадира) проводить работы на тепловозе (дизель-поезде), стоящем на деповском пути под контактным проводом или на пути, соседнем с электрифицированным путем.

Запрещается подниматься на крышу тепловоза (вагона дизель-поезда), находящегося под контактным проводом.

На тепловозе (дизель-поезде), находящемся на электрифицированном пути или пути, соседнем с электрифицированным путем, до отключения и заземления проводов контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств, расположенных над этими путями, слесарю запрещается подниматься на крышу тепловоза (вагона дизель-поезда).

Помните! Где нет заземления — там опасное напряжение.