2. Опасность электропоражения при ошибочном подъеме на крышу локомотива или на цистерну под незаземленную контактную подвеску или под воздушную линию электропередачи


2.1. При подъеме работника на крышу тепловоза, электровоза, электропоезда или на цистерну под неотключенную и незаземленную контактную подвеску происходит электропоражение рабочим или наведенным напряжением от контактных подвесок действующих путей.

На неэлектрифицированном участке железной дороги электропоражение работника при подъеме на крышу тепловоза может возникнуть от пересекающей железную дорогу воздушной линии электропередачи (ВЛ) напряжением 0,4; 6,0; 10,0 или 35,0 кВ.

2.2. Рабочее и наведенное напряжение на контактной сети смертельно опасны для человека.

Рабочее напряжение

  • на контактной сети постоянного тока составляет 3,0 кВ,
  • на контактной сети переменного тока — 25,0 кВ.

Эти напряжения в десятки и сотни раз превышают допустимое напряжение для человека, равное 42 В.

На электрифицированных участках железных дорог переменного тока на отключенной от электропитания, но еще не заземленной контактной подвеске наводится опасное напряжение 10,0 кВ и более. Это опасное наведенное напряжение возникает за счет электромагнитного (электрического и магнитного) влияния контактной подвески действующего пути.

Электрическое влияние определяется уровнем рабочего напряжения (25,0 кВ), магнитное влияние — значением тока в контактной подвеске действующего пути.

Помните! На электрифицированных участках переменного тока, даже если на соседнем пути нет электровозов, то за счет только электрического влияния соседней подвески на отключенной, но еще не заземленной подвеске находится напряжение 10 кВ и выше. Поэтому машинистам и помощникам запрещается самим или через применяемые инструменты или приспособления приближаться к частям отключенной, но еще не заземленной контактной сети на расстояние менее 2 м (рис. 1).

Запрещается подъем на верх цистерны, находящейся под незаземленной контактной подвеской (рис. 2).

2.3. Пересечение ВЛ с неэлектрифицированными железными дорогами должно удовлетворять требованиям действующих Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Расстояние при пересечении ВЛ с неэлектрифицированными железными дорогами от проводов ВЛ до головки рельса должно быть не менее приведенных в таблице.

 

Таблица

Наименьшее расстояние при пересечении ВЛ с железными дорогами

Например, высота тепловоза 2ТЭ116 равна 5104 мм. Тогда с учетом допустимого расстояния от человека или от инструмента до токоведущих частей, равного не менее 2 м, можно сделать вывод — находиться на крыше тепловоза под ВЛ любого напряжения не допускается.

Машинисты-инструкторы локомотивных депо на неэлектрифицированных участках железных дорог должны составить планы станций и перегонов с точным указанием пикетажа мест пересечений с ВЛ 0,4; 6,0; 10,0; 35,0 кВ. Указанные планы пересечений железной дороги с ВЛ должны быть вывешены в помещении инструктажа локомотивных бригад.

При инструктажах и обучении локомотивных бригад следует конкретно изучать каждое пересечение железной дороги с ВЛ.

При необходимости выхода на крышу тепловоза под ВЛ 0,4; 6,0; 10,0; 35,0 кВ машинист тепловоза должен сообщить об этом энергодиспетчеру или в дистанцию электроснабжения, которые организуют снятие напряжения и заземление ВЛ. При этом, по возможности, машинисту не следует для выхода на крышу останавливать тепловоз под ВЛ.


2.4. При возникновении пожара на электровозе, электропоезде или на тепловозе под контактной сетью машинист должен немедленно сообщить о пожаре поездному диспетчеру, энергодиспетчеру (ЭЧЦ) или в район контактной сети (ЭЧК) и в пожарную охрану.

Тушить пожар на крыше локомотива любыми огнетушителями разрешается только после снятия напряжения с контактной сети и других проводов и после их заземления электромонтерами контактной сети с 2-х сторон от места пожара.

2.5. При наружном осмотре электровоза, электропоезда, тепловоза, а также при осмотре состава или при проходе вдоль путей любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода представляют опасность для жизни человека. Их следует считать находящимися под напряжением. Нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8 м, а также допускать приближения к ним посторонних лиц (рис. 3).

Следует принять все необходимые меры к ограждению этого опасного места.

Необходимо сообщить о случившемся в район контактной сети (ЭЧК) или, пользуясь любым видом связи, сообщить энергодиспетчеру и далее действовать по их указаниям.

2.6. Работник, оказавшийся на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, должен выходить из опасной зоны мелкими шагами не более 0,1 м и не отрывая ног от земли (рис. 3).