2. Неисправности в цепях пуска дизеля


 

Все неисправности по пуску дизеля можно условно разделить на две группы:

  • не включается один или оба пусковых контактора, т.е. не собирается силовая цепь пуска;
  • пуск не происходит при включенных пусковых контакторах.

В свою очередь силовая цепь пуска может не собираться по целому ряду причин. Зная последовательность включения аппаратов при пуске, машинист может сравнительно быстро определить, в какой именно цепи следует искать неисправность.

Например:

Перед пуском были включены все необходимые для этого аппараты, однако при нажатии на кнопку КНПД1 включения контактора КД1 и реле РВ не произошло, а сигнальная лампа Л17 не загорелась. Следовательно, напряжение на провод 255, к которому подключены все эти потребители, не поступает. Неисправность следует искать на участке между проводами 202 и 255, т. е. в контактах КМР1, КНПД1 или ВОД12. Точное место обрыва цепи определим при помощи контрольной лампы, имеющейся на тепловозе. Один провод от контрольной лампы присоединим к проводу 100 панели РШ4, расположенной в аппаратной камере тепловоза (т.е. к «минусу» аккумуляторной батареи); а концом другого провода поочередно коснемся соответствующих проводов на панели РШ4. Если, например, при подсоединении к проводу 208 лампа горит, а при подсоединении к проводу 247 (кнопка КНПД1 во время проверки должна быть нажата) не горит, то неисправность в самой кнопке. Для устранения ее на время пуска можно поставить перемычку между проводами 208 и 255 на панели РШ4 или вручную включить контактор КМН, нажав на его якорь изолированным предметом.

Когда лампа не горит при подсоединении к проводу 208 (неисправны контакты КМР1), необходимо несколько раз перевести реверсивную рукоятку контроллера из нулевого положения в положение «Пуск». Если восстановить контакт таким образом не удается, то на панели РШ4 ставят временную перемычку между проводами 202 и 208. Для восстановления контакта ВОД12 рекомендуется несколько раз включить и выключить выключатель ВОД1.

Если при нажатии на кнопку КНПД1 реле РВ включается и загорается лампа Л17, а контактор КД1 не включается, то нарушена цепь питания катушки этого контактора из-за подгара размыкающих контактов КП12, КП22 или КП32 поездных контакторов.
Если при нажатии на кнопку КНПД1 включаются одновременно оба пусковых контактора, т. е. пуск дизеля начинается без предварительной прокачки масла, то это значит, что реле РВ не включилось. Во избежание повреждения подшипников коленчатого и распределительного валов из-за сухого трения пуск следует немедленно прекратить, переведя реверсивную рукоятку контроллера в нулевое положение или поставив выключатель ВОД1 в положение «Выключено», а затем проверить цепь питания катушки реле РВ, т.е. состояние контактов КМН1, КД22 и РВ2. В случае обрыва цепи в самой катушке или в резисторе R33, а также при пробое конденсатора С1 включают реле РВ вручную на 25—30 с, нажимая изолированным предметом на якорь реле.

Если при отпуске кнопки КНПД1 пуск прекращается, то причиной неисправности является плохой контакт у замыкающего контакта КМН2 между проводами 208 и 247. В этом случае необходимо нажимать на кнопку КНПД1 в процессе всего пуска, отпустив ее через 7—8 с после первых оборотов коленчатого вала (частоту его вращения можно контролировать по тахометру). Приведем еще несколько характерных неисправностей с указанием их причин.

После включения контактора КД1 не включается контактор КМН. Причиной является плохой контакт у замыкающего контакта КД12. Необходимо восстановить контакт или поставить временную, перемычку между проводами 255 и 258.

После включения контактора КМН электродвигатель МН не работает. Причинами неисправности могут быть плохое состояние контактов автомата АВ251, подгар силовых контактов контактора КМН, а также зависание щеток, загрязнение коллектора или обрыв цепи обмотки параллельного возбуждения электродвигателя МН.

После прокачки и отключения реле РВ не включается контактор КД2 — плохой контакт у размыкающего контакта РВ1, включенного в цепь питания катушки контактора КД2.

Если дизель не пускается при включенных пусковых контакторах КД1 и КД2, то возможны следующие неисправности:

  • недостаточна емкость аккумуляторной батареи (разрешается принудительно выдвинуть рейки топливных насосов; для облегчения пуска открывают индикаторные краны у одного или двух цилиндров, а по окончании пуска их закрывают). При пуске дизеля от батареи с пониженной емкостью может происходить звонковая работа контакторов КУ или КМН (из-за колебания напряжения на зажимах батареи при замыкании силовой цепи пуска контактор КУ или КМН периодически выключается и включается, что, естественно, мешает пуску). В этом случае следует принудительно удержать соответствующий контактор во включенном положении до окончания пуска;
  • обрыв цепи питания втягивающей катушки блок-магнита из-за плохого контакта в выключателе ВОД1 или режимном переключателе «Управление» (необходимо восстановить контакт или поставить временную перемычку между проводами 220 и 203 на переключателе «Управление» либо между проводами 203 и 2601 на панели РШ4);
  • неисправна одна из катушек блок-магнита ЭМОД, причем при перегорании втягивающей катушки блок-магнит не включается вообще, при межвитковом замыкании в этой катушке из-за повышенного тока во время пуска выключается автомат АВ220, а при неисправной удерживающей катушке начинается звонковая работа блок-магнита (во всех этих случаях разрешается снять колпак и заклинить блок-магнит до прибытия тепловоза в депо; чтобы заглушить дизель, необходимо нажать от себя до отказа рукоятку вала управления топливными насосами);
  • нарушена силовая цепь пуска внутри самого генератора (например, из-за излома межкатушечного соединения пусковой обмотки, обгорания наконечника подводящего или отводящего кабеля и т.д.). Это можно проверить включением и выключением пусковых контакторов. Отсутствие искры при размыкании силовых контактов пусковых контакторов указывает на данную неисправность. Если устранить ее невозможно, то надо затребовать вспомогательный локомотив.

Отметим, что пустить дизель также не представляется возможным и при нормальной работе всех электрических аппаратов вследствие чисто механических неисправностей объединенного регулятора (заклинивание поршня гидроусилителя или заедание его золотника, заедание вертикальной тяги блок-магнита) или топливной аппаратуры, а также из-за срабатывания предельного регулятора. В случае замедленного действия регулятора дизеля из-за низкого давления масла, большой выработки деталей гидроусилителя, неправильной регулировки проскальзывающей тяги и т. д. разрешается принудительно выдвинуть рейки топливных насосов.

После длительной стоянки перед пуском дизеля необходимо обязательно прокачать топливную систему ручным насосом.

Основными причинами внезапной остановки дизеля являются:

  • перегорание плавкого предохранителя П100 на 100А,
  • срабатывание предельного регулятора,
  • резкое падение давления масла в системе (например, из-за трещины или излома маслоподводящей трубки).

Если же дизель пускается, но через некоторое время глохнет, то это может быть из-за недостаточного давления топлива или масла (подсос воздуха, засорение фильтров и т.п.) или неправильной регулировки ОРД для работы на нулевой позиции.