11. Порядок действий при возникновении пожара в ССПС


11.1. При обнаружении пожара в ССПС при следовании по перегону машинист должен остановить ССПС на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных поездов и пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

11.2. Категорически запрещается останавливать ССПС с горящими секциями на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгораемых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации бригады.

В отдельных случаях, когда ССПС находится на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь и т.д.) или, когда пожар потушить имеющимися средствами не представляется возможным, машинист ССПС по согласованию с ДНЦ может продолжить следование до ближайшей станции, сообщив о пожаре ДНЦ или ДСП, на которую следует ССПС, для принятия ими мер.
Остановка ССПС на электрифицированных линиях железных дорог должна производиться с таким расчетом, чтобы горящий ССПС не располагался под жесткими или гибкими поперечинами, секционными изоляторами, воздушными стрелками.

11.3. Одновременно с принятием мер по остановке ССПС, машинист должен подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный и два коротких сигнала) и используя поездную радиосвязь или любой другой возможный в создавшейся ситуации вид связи, сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений МЧС России или ФГПВО ЖДТ России.

11.4. До получения приказа энергодиспетчера о снятии напряжения в контактной сети и ее заземления работниками ЭЧ запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий электропередачи на расстояние менее 8 м до мест их соприкосновения с землей, а также до подвижного состава, оборудования инфраструктуры, сооружений и заземленных конструкций, которых касается упавший провод.

До снятия напряжения в контактной сети, тушение горящих объектов ССПС, находящихся под контактной сетью, разрешается производить первичными средствами пожаротушения оснащенными ССПС
(порошковые и углекислотные огнетушители), в инструкциях которых разрешается тушить электроустановки до 1000 В, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.

Использование водных, порошковых, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети. В тех случаях, когда прибытие представителя дистанции электроснабжения и получение письменного разрешения требует времени, за которое может произойти значительное развитие пожара с опасными последствиями, допускается передача вышеуказанного разрешения по любому виду связи. Допускается тушение пожара водой со снятием напряжения с контактной сети или ВЛ без их заземления.

11.5. Организация работ по тушению пожара в ССПС до прибытия пожарных подразделений осуществляется:

  • на железнодорожной станции — начальником станции, его заместителем, а в их отсутствие — дежурным по станции;
  • на перегоне и станциях, находящихся на диспетчерской централизации, бригадой ССПС.

11.6. После остановки ССПС бригада обязана:

  • принять меры по закреплению ССПС на месте, уточнить расположение очага пожара и при необходимости отключить приборы управления и рубильник аккумуляторной батареи;
  • подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный, два коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП, ограничивающих перегон;
  • запереть кабину, из которой производилось управление, и приступить вместе с помощником к тушению пожара, используя имеющиеся огнетушители и песок;
  • если ССПС оборудован установкой пожаротушения привести ее в действие;
  • отцепить и отвести горящую секцию от ССПС на 200 м, закрепить ее и до прибытия пожарной охраны применить посильные меры по спасанию людей, имущества и тушению пожара с помощью имеющихся
    первичных средств пожаротушения и подручных средств. Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, отцепить головную часть ССПС и отвести его на расстояние не менее 50 метров и после этого, при опасности распространения огня с горящей секции на другую, расцепить их с отводом на безопасное расстояние, предварительно закрепив горящую секцию.

11.7. По прибытии подразделений пожарной охраны машинист, помощник машиниста и члены бригады поступают в распоряжение руководителя тушения пожара и действуют по его указаниям, оказывают помощь в прокладке рукавных линий, принимают участие в эвакуации материальных ценностей и т.д.