Требования к системе обнаружения и тушения пожара

Установка пожарной сигнализации (УПС)

Пожарные извещатели (датчики) УПС должны реагировать на тепловое и (или) дымовые признаки пожара, иметь температуру и время срабатывания, чувствительность, инерционность, вибростойкость, помехозащищенность, соответствующие значения этих показателей в действующей нормативно-технической документации.

В дизельных помещениях должны устанавливаться тепловые, а в машинном помещении, высоковольтной камере – дымовые пожарные извещатели.

Извещатели должны быть нормального исполнения, а для взрывоопасных отсеков — взрывозащищенного исполнения.

Пожарные извещатели должны защищать пожароопасные отсеки (по площади пола, а оборудование, требующее принудительного охлаждения — по допустимой температуре его нагрева.

Конкретный перечень оборудования подлежащего защите пожарными извещателями , согласовывается с заказчиком.

Установка пожарной сигнализации должна выдавать на пульт установленный в кабине машиниста, сигнал о месте возникновения пожара. Сигнал о пожаре на дизель – и электропоезде должен содержать о номере вагона, котором возник пожар. Должно быть предусмотрено звуковое дублирование сигнала о пожаре и его передача по радиоканалу в автоматическом режиме в том числе и при нахождении ТПС в холодном отстое.

УПС должны быть быстродействующими. Время срабатывания пожарных извещателей (ПИ), устанавливаемых в локомотивах и пассажирских вагонах не должно превышать для тепловых ПИ 10 с – при загорании горючих жидкостей (ГЖ), для дымовых ПИ 30 с – при загорании ГЖ и 120 с – при загорании твердых горючих материалов (изоляции, материалов отделки).

Тепловые ПИ должны срабатывать при достижении в отсеке или на защищенном оборудовании, контролируемым извещателем , температуры 70- 80 °С или при скорости нарастания температуры внутри контролируемого объема , равной 5-10 с\мин.

Если в местах установки ПИ эксплуатационные температуры превышают 70 °С, то должны быть выбраны типы пожарных извещателей, температура срабатывания которых превышает на 20 % максимального эксплуатационную температуру.

Дымовые ПИ должны срабатывать при достижении в контролируемых помещениях значений задымленности(изменения оптической плотности среды в помещении), устанавливаемых для каждого типа ТПС.

В доступных во время движения поезда отсеках могут устанавливаться как одноразовые так и многоразовые ПИ. В недоступных и малодоступных отсеках должны устанавливаться только ПИ многоразового действия.

Конструкция ПИ и исполнение их монтажа должен обеспечивать легкосъемность извещателей с применением специального инструмента. При этом должна быть исключена возможность свободного доступа к извещателям пассажиров на дизельпоездах и электропоездах.

УПС должны автоматически определить неисправность (обрыв, КЗ) на линиях подключения пожарных извещателей, если при единичном отказе системы не может выполнять нормально свои функции.

Пожарные извещатели и электропроводка к ним должны быть изготовлены и установлены таким образом, чтобы исключить воздействие на них опасных факторов пожара в течение времени достаточного для передачи информации о пожаре в недоступных объектах и была обеспечена возможность визуального подтверждения пожара в отсеках.

УПС должны обеспечивать контроль и проверку их неисправности в эксплуатации без специального обслуживающего персонала.

Число ПИ и места их размещения должны обеспечивать надежное обнаружение признаков возникновения пожара в соответствии с настоящими техническими требованиями. В отсеках, в которых невозможно обеспечить визуальный контроль за состоянием среды, должно быть предусмотрено дублирование пожарных извещателей.

Схема пожарной сигнализации должна обеспечивать возможность контроля питания цепей систем пожаротушения.

Пожарная сигнализация должна быть подключена к источнику питания цепей управления электровоза.

Размещение ПИ должно предусматриваться во всех потенциально опасных в пожарном отношении помещений, например:

  • в кабине машиниста.
  • в отсеках высоковольтного оборудования.
  • в отсеках выпрямительно-инверторного оборудования.
  • в местах установки дугогасительных камер и других местах по согласованию с заказчиком.

Установка пожаротушения.

Машинные помещения электровозов, дизельные помещения тепловозов, имеющих мощность по дизелю 1175 кВт, а также шкафы управления и салоны электро- и дизельпоездов в соответствии с ГОСТ 22939-88 должны быть оборудованы установками пожаротушения (УПТ). Выбор установок осуществляется заказчиком и согласовывается с военизированной охраной МПС РФ.

Выбираемые огнетушащие вещества (УПТ) водопенные растворы, порошковые, газовые или аэрозольные огнетушащие составы) должны надежно ликвидировать очаг пожара класса А и В по ГОСТ 27331-89.

Установка пожаротушения должна обеспечивать дистанционное ее включение (вручную) при нахождении локомотивной бригады и автоматическое при её отсутствии (в период отстоя ТПС).

Включение установки пожаротушения двухсекционных локомотивов должно осуществляться из любой кабины машиниста, а в односекционном локомотиве – из кабины машиниста и помещения дизельного (или машинного) отделения.

При включении установки пожаротушения силовые цепи и цепи управления должны автоматически обесточиваться, а дизель – генераторная установка останавливаться.

Расположение и число пультов дистанционного включения установок пожаротушения определяется по согласованию между изготовителем и заказчиком. При этом, установки пенного и порошкового пожаротушения, кроме того должны быть оборудованы пожарными стволами и напорными рукавами для тушения пожара силами локомотивной бригады.

Расположение и число постов установки пожаротушения должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих средств в любую точку кузова ТПС.

При проектировании порошковых и водо-пенных установок пожаротушения должно быть предусмотрено возможность введения средств тушения в соседних секциях ТПС.

ТПС, кроме УПТ, должен быть оборудован первичными средствами пожаротушения – ручными огнетушителями. Их тип, количество и размещение определяются в соответствии с существующими нормами, утвержденными МПС.