06.06.2019 В 16:47 при прибытии на 5-й путь ст. Коршуниха В-СИБ грузового поезда №2863 (вес 3580 т, 224 оси, 71 условный вагон), ведомого электровозом ЗЭС5К №591 приписки ТЧЭ Вихоревка Т В-СИБ под управлением локомотивной бригады приписки ТЧЭ-10 Лена Т В-СИБ в составе ТЧМ и ТЧМП на стрелочном переводе №27 допущен сход первого по ходу движения вагона (фитинговая порожняя платформа) первой тележкой.
Обстоятельства:
При следовании с поездом №2863 по перегону Хребтовая-Коршуниха-Ангарская ТЧМ после выполнении пробы тормозов и их отпуска на 569 км 9 пк в 16:23 при скорости 36 км/ч была собрана схема рекуперативного торможения. В режиме рекуперации без применения автотормозов поезд следовал до 555 км10 пк.
В 16:37 ДСП ст. Коршуниха-Ангарская передала ТЧМ информацию о приеме поезда на 5-й свободный путь, маршрутный светофор НМ-5 и выходной Н открыты.
В 16:40 на 555 км 10 пк следуя по желтому огню локомотивного светофора при скорости 50 км/ч в режиме рекуперативного торможения ТЧМ произвел регулировочное торможение с последующим отпуском автотормозов при скорости 30 км/ч.
В 16:43 при скорости 26 км/ч ТЧМ в режиме рекуперации проследовал входной светофор Н.
В 16:44 при скорости 32 км/ч в режиме рекуперации ТЧМ проследовал стрелочный перевод №27 с отклонением на 5-й путь, при этом созданное тормозное усилие составило 45,8 тс при максимально допустимом 40 тс. В результате в крестовине стрелочного перевода произошел сход первой тележки первого вагона.
При дальнейшем следовании в режиме рекуперации по 5-му пути ст. Коршуниха-Ангарская локомотивная бригада выявила запыление в районе первого вагона и в 16:47 ТЧМ разобрал схему рекуперации и произвел остановку поезда №2863 на 553 км 1 пк. В сошедшем состоянии вагон проследовал 990 м.
Причиной схода фитинговой порожней платформы на ст. Коршуниха- Ангарская на стрелочном переводе №27 явилось обезгруживание первой колесной пары первой тележки с последующим перекатыванием колеса через усовик крестовины.
Причины:
Нарушение ТЧМ требований режимной карты для участка Лена-Коршуниха и приказа Т В-СИБ от 12.02.2016 №В-СИБ Т-140 в части запрета применения рекуперативного тормоза при следовании поезда по стрелочным переводам станций на боковые пути, а также наличие у ТЧМ режимной карты, утвержденной в 2017 г., в которой отсутствовал запрет на применение рекуперативного торможения.
ТЧМ систематически нарушал порядок применения электрического тормоза локомотива при прибытии на боковые пути станций, при этом техниками по расшифровке скоростемерных лент и электронных носителей информации нарушения не выявлялись.