Сход ст. Екатеринбург-Пассажирский


18.03.2019г. В 07:38 на ст. Екатеринбург-Пассажирский СВЕРД при производстве маневровой работы тепловозом ТЭМ18ДМ №337 приписки ТЧЭ Свердловск-Сортировочный Т СВЕРД под управлением машиниста ТЧЭ Свердловск-Пассажирский, работающего без помощника машиниста (в должности с 05.09,2005 г., 1-й класс квалификации, группа профотбора - 1) допущен проезд маневрового светофора М-36 (мачтового) с запрещающим показанием с последующим сходом 4-х колесных пар тепловоза ТЭМ18ДМ №337 на централизованном колесо-сбрасывающем башмаке №2КСБ.

Обстоятельства:

Согласно плану маневровой работы предусматривалось после закрепления 10-и вагонов на пути №12 ВЧДЭ Свердловск переставить тепловоз ТЭМ18ДМ №337 резервом через путь №14 ВЧДЭ Свердловск на путь №5 Южного парка ст. Екатеринбург-Пассажирский.

В 07:12 составитель поездов доложил ДСП-2 о закреплении вагонов на пути №12 и готовности переезжать на путь №5. Из-за сложной поездной обстановки выполнить маневровые передвижения не было возможно, в связи с чем ТЧМ, находясь перед маневровым светофором М-36 (тепловоз стоял аккумуляторной батареей за 95 м до светофора) принял решение об остановке ДГУ тепловоза.

В 07:37 ДСП-2 довел план маневровой работы до ТЧМ на следование с пути №12 до маневрового светофора M-184 за маневровый светофор М-74 с последующим переездом на путь №5 до маневрового светофора М-409. ТЧМ дословно повторил план маневровой работы, что было подтверждено словами «верно» ДСП-2.

В 07:38 ТЧМ произвел запуск ДГУ тепловоза, сделал отметку на бланке предупреждений формы ДУ-61 о времени «открытия» маневрового светофора М-36, фактически не убедившись в его разрешающем показании, не получив команду на начало движения от ДСП-2, не убедившись в правильности положения колесо-сбрасывающего башмака №2КСБ, привел тепловоз в движение. Следуя по пути №12, ТЧМ допустил отвлечение от управления локомотивом и наблюдением за подаваемыми сигналами напольных светофоров (смотрел на тепловоз, находящийся на пути №14) и при скорости 18 км/ч (установленная скорость следования 15 км/ч) допустил проезд маневрового светофора М-36 с запрещающим показанием. При дальнейшем следовании ТЧМ увидев, что колесо-сбрасывающий башмак №2КСБ находится в положении «на сброс» применил экстренное торможение вспомогательным краном машиниста усл.№254, но из-за малого расстояния наезд на него предотвратить не удалось, в результате чего произошел сход тепловоза ТЭМ18ДМ №337. От начала движения до места схода тепловоз проследовал 149 метров, из них 22 метра в режиме экстренного торможения.

В июне 2005 ТЧМ из-за допущенного случая проезда светофора с запрещающим показанием был переведен с должности машиниста локомотива на должность слесаря по ремонту тягового подвижного состава сроком на 3 месяца, с последующим восстановлением в должности машиниста локомотива.

Техниками по расшифровке скоростемерных лент не контролируется скорость следования по путям необщего пользования. Установлено, что ТЧМ 14.03.2019 следовал по пути №12 от светофора М-36 со скоростью 20 км/ч при установленной 15 км/ч. Данное нарушение выявлено не было.

Причина:

Начало движения тепловоза без команды руководителя работ с последующим проездом светофора М-36 с запрещающим показанием и наездом тепловоза на колесо-сбрасывающий башмак, установленный в положение «на сброс».

Причиной проезда светофора М-36 с запрещающим показанием стало нарушение машинистом:

  • требований пункта 26 приложения №6 к ПТЭ в части приведения маневрового состава без команды руководителя маневров, не убеждения в разрешающем показании маневрового светофора М36;
  • пункта 35 приложения №6 к ПТЭ и пункта № 24 приложения №11 к ИДП в части отвлечения ТЧМ от наблюдения за подаваемыми сигналами;
  • пункта 3.2 Рекомендаций по применению приложения №20 к ИДП, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 04.07.2017 №1258р в части начала движения без команды руководителя работ.

Способствующей причиной допущенного случая нарушения безопасности движения явилась эксплуатация тепловоза ТЭМ18ДМ №337 с неисправным вторым пультом управления и как следствие неиспользование второго пульта при следовании на тепловозе аккумуляторной батареей вперед в условиях ограниченной видимости