Основной контур охлаждения дизеля
Для пополнения системы из-за парообразования и утечек, а также допустимого разрежения на всасывании водяного насоса имеется подпиточная труба, через которую вода пополняется из расширительного бака в коллектор охлажденной воды (перед насосом) минуя радиаторные секции.
Охлажденная в 16 секциях радиатора вода засасывается насосом и нагнетается в напорный коллектор охлажденной воды.
Из коллектора вода по шести патрубкам поступает в водяные полости блока, охлаждая цилиндровые втулки, вода по патрубкам переходит в крышки цилиндров, охлаждает их и по патрубкам выходит в коллектор горячей воды.
Часть воды из напорного коллектора по отдельному трубопроводу направляется к турбонагнетателю для охлаждения газоприемного и выхлопного корпуса. После охлаждения турбонагнетателя вода по выходит в коллектор горячей воды и далее в радиаторные секции для охлаждения.
Дополнительный контур.
Водяной насос дополнительного контура засасывает охлажденную воду из 8-ми радиаторных секций и нагнетает в охладитель наддувочного воздуха. Из охладителя вода поступаетк водомасляному теплообменнику, где, проходя по его трубкам, охлаждает дизельное масло, после отводится в радиаторные секции.
Охлаждение масла в водомасляном теплообменнике (ВМТ):
- исключает воздействие низких температур охлаждающего воздуха на масло;
- упрощает систему регулирования температуры масла;
- снижает вес охлаждающих устройств за счет высокого коэффициента теплопередачи водомасляного теплообменника.
Режимы охлаждения.
Охлаждение масла в водомасляном теплообменнике (ВМТ):
- исключает воздействие низких температур охлаждающего воздуха на масло;
- упрощает систему регулирования температуры масла;
- снижает вес охлаждающих устройств за счет высокого коэффициента теплопередачи водомасляного теплообменника.
Водомасляный теплообменник имеет корпус с крышками.
В корпусе размещают 150 латунных трубок которые устанавливают в двух трубных решетках, а для замедления прохода масла имеются четыре сегментно-образных перегородки.
В передней крышке имеются два отверстия разделенные перегородкой для подвода и отвода воды. А для слива воды имеется кран.
Вода циркулирует при входе в 75-ти трубках и на выходе в других 75-ти.
Устройство и принцип действия центробежных насосов.
Насосы центробежно-лопастного типа обеспечивают необходимую интенсивность циркуляции воды в системах.
при вращении с большой частотой рабочее колесо лопастями приводит в движение воду и под действием центробежной силы выбрасывается в нагнетательную полость
Водяной насос основного контура.
Имеет чугунный корпус с цилиндрической частью двух фланцев и диффузора (водяная камера). Передней и задней крышки. К передней крепят всасывающую и нагнетательную трубы. Задняя крышка служит для крепления к корпусу и для установки подшипников. На вал устанавливают бронзовое колесо и крепят при помощи медной гайки с левой резьбой.
Вал вращается в двух радиальных подшипниках, для смазки имеет дистанционную втулку с отверстиями для прохода смазки от привода насосов. Для привода вала крепят косозубую шестерню она связана через промежуточную с на коленчатом валу. Задний является опорно-упорным.
Для уплотнения водяной полости применяют сальник Гетца.
Неподвижное кольцо устанавливают в крышке сальника и закрепляют через резиновое кольцо к цилиндрической части корпуса.
Графитового кольца (угольный элемент) чашеобразной формы устанавливают на валу который вращается вместе с валом, а через резиновое кольцо уплотняют зазор между угольным элементом и валом.
Пружина и проставочное кольцо служат для прижатия угольного элемента к неподвижному кольцу, резиновых уплотнительных колец.
Торцовые поверхности при вращении вала притираются и создают уплотнения водяной полости.
Сальник во время работы охлаждается водой которая поступает в камеру сальника через трубку соединенную с нагнетательным патрубком насоса (улиткообразного канала), а также исключает воздушную пробку.
Просачивание по сальнику допускается до десяти капель в минуту.
Водяной насос вспомогательного контура.
Корпус за одно целое с задней крышкой. На валу крепят шестерню привода которая входит в зацепление .
Требования к воде, применяемой для охлаждающих систем тепловозов. Борьба с образованием накипи и коррозии.
Применяемую в системе охлаждения воду приготавливают в специальном отделении депо из конденсата, полученного в паровых или электрических дистилляторах, к которому добавляют соответствующие присадки. На 1 м воды добавляют 350 г каустической соды, 500 г тринатрийфосфата и 4 кг нитрита натрия. Использование каустической соды в качестве присадки способствует уменьшению образования накипи, которая, обладая низкой теплопроводностью, препятствует передаче тепла от нагретых деталей дизеля охлаждающей воде.
Кроме того, накипь снижает пропускную способность секций радиатора.
Нитрит натрия является антикоррозионной присадкой, а тринатрийфосфат выполняет одновременно антинакипинные и антикоррозионные функции.
Водяную систему тепловоза заправляют горячей водой (температура 80 — 90° С) в количестве 1100 л, подаваемой под давлением через общий для двух контуров трубопровод.
Возможные неисправности водяных насосов.
- Неисправности центробежных насосов.
- Излом вала,
- трещины и ослабление рабочего колеса на валу,
- снижение подачи и уменьшение давления нагнетания воды из-за увеличения радиальных зазоров между корпусом и рабочим колесом,
- износ втулки или вала,
- трещины в корпусе,
- износ и повреждение подшипников,
- износ сальника.
Расширительный бак.
Бак расширительный обеспечивает возможность увеличения объема воды при нагревании.
Служит для пополнения потерь воды из водяной системы из-за утечек и парообразования, отводит паровоздушные смеси из системы в атмосферу.
Поддерживает разрежение на всасывании водяных насосов в допустимых пределах.