Противопожарная установка тепловоза ТЭП70


Противопожарное оборудование тепловоза состоит из воздухопенной установки, переносных огнетушителей и системы автоматической пожарной сигнализации для обнаружения пожара и сигнализации об этом звуковыми и световыми сигналами локомотивной бригаде.

Система автоматической сигнализации состоит из пожарных извещателей, реагирующих на повышение температуры в местах их установки, приемной станции и сигнальной аппаратуры. Схема построена на срабатывании извещателей с точностью до ±10°С. Извещатели расположены в дизельном помещении и в высоковольтной камере. Средством сигнализации служат сигнальные лампы, указывающие на место пожара. Одновременно с загоранием сигнальной лампы включается звуковой сигнал, в качестве которого используется зуммер боксования.

Противопожарная установка (рис. 1) состоит из резервуара 2 для огнегасящей жидкости, генератора высокократной пены 7 с гибкими шлангами 10, кранов на воздушном и гидравлическом трубопроводах 8 и 9 и других элементов. Гибкие шланги 10 с генераторами (смесителями пены) уложены в ящики 4, расположенные в каждом тамбуре.

Рис. 1 Расположение противопожарной установки на тепловозе:

1 — горловина заправочная; 2 — резервуар; 3 — край спускной; 4 — ящик; 5 — кран для продувки; 6 — кран разобщительный; 7 — генератор высокократной пены; 8, 9 — трубопроводы; 10 — шланги гибкие.

Установка имеет два поста, действующих при пожаре раздельно или одновременно.

 

Техническая характеристика противопожарной установки

  • Тип установки: — Воздушнопенная с генераторами высокократной пены
  • Количество постов управления: — 2
  • Объем резервуара для огнегасящей жидкости, л: — 290
  • Состав огнегасительного раствора по компонентам, л:
    • Пенообразователь ПО-1 — 11,6
    • Вода — 270
  • Кратность выхода пены, не менее: — 80
  • Объем пены (при кратности 80), м³: — 22,4
  • Давления воздуха, кгс/см²: — 7,5-8,5
  • Управление установкой: — Ручное
  • Масса установки в рабочем состоянии, кг: — 484,6
  • Время действия установки, мин: — 6-7


 

Пуск и эксплуатация противопожарной установки

Пуск установки (рис. 2) осуществляют одним из разобщительных кранов 2. Открытием одного или двух кранов можно производить тушение огня одновременно с двух постов. При открытии разобщительного крана воздух из главных воздушных резервуаров тормозной системы поступает в резервуар 9 и генераторы пены 1. Под давлением воздуха 8,5 кгс/см2 раствор поступает по трубопроводам и шлангам в генератор, где образуется пена, струя которой направляется на горящие предметы. Пена по своему составу безвредна и не оказывает никакого воздействия на одежду и кожу человека.

 

Рис. 2 Схема работы противопожарной установки:

1 — генератор (смеситель); 2 — кран разобщительный; 3 — шланг; 4 — трубопроводы; 5 — бонка для прохода воздуха; 6 — край для продувки; 7 — горловина; 8 — спускной кран; 9 — резервуар; 10 — питательная магистраль.

Установку заряжают через горловину резервуара сначала водой, а затем пенообразователем. Для нормальной работы установки в резервуаре при зарядке должно оставаться воздушное пространство. Не допускается попадание в раствор нефтепродуктов. После зарядки установки разобщительные краны и спускной кран 8 пломбируют в закрытом состоянии. При приемке тепловоза бригада обязана убедиться в наличии пломб, а также проверить, закрыты ли краны, за исключением крана продувки воздушной магистрали. Проверить уровень раствора в резервуаре, который должен находиться не ниже нижней риски щупа, установленного в пробке заливочной горловины. В противном случае резервуар необходимо дополнить раствором, а при обнаружении утечки — устранить ее.

На каждом малом периодическом ремонте тепловоза проверяют наличие раствора пенообразователя в резервуаре, состояние гибких шлангов и соединений, а также состояние сеток и пробковых кранов смесителей. Поврежденные шланги следует заменить, а соединение исправить. Ручки смесителя должны быть в закрытом положении.

На каждом большом периодическом ремонте проверяют работу установки с определением кратности выхода пены. Для этого открывают разобщительные краны, повертывают ручку смесителя до упора и рабочее положение и заполняют любую емкость пеной. После отстоя замеряют объем жидкости. Отношение объема, занимаемого пеной, к объему жидкости является кратностью выхода пены, которая должна быть не менее 80. Если кратность ниже, проверяют состояние сеток смесителя, которые должны быть прочно натянуты и чистыми.

Установку испытывают с обоих постов. После испытания выпускают из нее полностью раствор, промывают горячей водой, продувают воздухом, затем заправляют резервуары. Во всех случаях слива воды из водяной системы тепловоза (при постановке в запас или ремонт, транспортировке в холодном состоянии и т. п.) необходимо слить раствор, промыть установку также горячей водой и продуть сжатым воздухом.

При возникновении пожара для приведения в действие противопожарной установки нгобходимо остановить дизель, закрыть комбинированный кран, открыть разобщительные краны, взять смеситель и, направив его на горящие объекты, повернуть на нем ручку до упора. При быстром распространении огня и в случае наличия в головной части поезда наливных и разрядных грузов перекрыть концевые краны, разъединить соединительные рукава, отцепить тепловоз и отъехать на расстояние, обеспечивающее невозможность переброса огня. После ликвидации пожара закрыть разобщительные краны на отработавших установках, привести их в первоначальное состояние а принять меры к выводу состава с перегона согласно ПТЭ.