Приложение №3. Требования,предъявляемые к номограммам для расшифровки лент скоростемеров


1. Номограммы для расшифровки лент скоростемеров предназначены для определения местоположения локомотива относительно участка следования и должны изготавливаться с применением компьютерных программ (Microsoft Office Visio), позволяющих расположить с высокой степенью точности все необходимые точки объектов, применительно к масштабу, в котором изготавливается номограмма.

2. На участках расшифровки должны быть номограммы всех участков путей общего пользования, на которых обращаются локомотивы, оборудованные скоростемерами ЗСЛ-2М и/или КПД-3 (с блоками регистрации в которых применяется диаграммная лента), обслуживаемые локомотивными бригадами соответствующего депо приписки.

3. Номограммы корректируются по мере внесения изменений в развитии инфраструктуры (упразднение существующих или ввод в эксплуатацию новых светофоров, станций, переездов и т.д.) с последующей печатью и их утверждения руководителем структурного подразделения.

4. В действующих номограммах, в течение первого квартала текущего года, проверяются внесенные корректировки по установленным или отмененным, длительно действующим ограничениям скоростей движения, после чего номограммы утверждаются руководителем структурного подразделения.

При необходимости номограммы печатаются вновь.

5. Для изготовления номограмм должна использоваться следующая нормативно-справочная документация:

  • нормативные документы владельца инфраструктуры об установлении скоростей движения, мест проверки тормозов в пути следования, огражденных знаками «Начало торможения» и «Конец торможения», мест переключения частоты АЛСН и участков светофоров, ограждающих блок- участки (участки железнодорожных путей) менее длины тормозного пути;
  • перечень расположения устройств контроля подвижного состава КТСМ, УКСПС, КГУ;
  • перечень расстановки путевых светофоров (входных, маршрутных, выходных, проходных, предупредительных, прикрытия) или указателей блок-участков на перегонах где АЛСН применяется как самостоятельное средство сигнализации;
  • перечень расположения железнодорожных переездов;
  • перечень расположения входных и выходных стрелочных переводов уложенных по главному пути станции, блок-поста, разъезда и т.д.

6. Номограммы изготавливаются применительно к главным путям участка, между начальной и конечной станциями обращения локомотивных бригад, в четном и нечетном направлениях.

Скорости движения на номограммах указываются для грузовых, пассажирских поездов.

При расстановке путевых генераторов САУТ, рекомендуется пользоваться данными с РПС САУТ.

В необходимых случаях, для более точной расстановки светофоров, устройств инфраструктуры, или отображения нестандартных километров, разрешается использовать базу ЕГИС ТПС, а также натурную съемку на местности.


На номограммах должно быть нанесено:

  • километры участка, оси станций и их названия;
  • установленные скорости движения на перегонах и по отдельным километрам с постоянно действующими ограничениями скорости;
  • установленные скорости движения на главных путях станций;
  • установленные скорости движения на боковых путях станций, по которым осуществляется преимущественный пропуск поездов;
  • ординаты (с указанием пикета) расположения первой (входной) и последней (выходной) стрелок на станциях, разъездах, блок-постах и т.д.;
  • ординаты (с указанием пикета) расположения путевых генераторов САУТ;
  • входные, маршрутные, выходные, проходные, предупредительные и светофоры прикрытия с указанием пикета, на котором установлен светофор;
  • места установки указателей блок-участков (с указанием пикета) на тех перегонах, где АЛСН применяется как самостоятельное средство сигнализации;
  • участки, огражденные светофорами с расстоянием между ними менее длины тормозного пути;
  • места переключения частоты АЛС (с указанием пикета);
  • места (с указанием пикета) установки средств контроля КТСМ, КГУ, УКСПС;
  • места поверки автоматических тормозов в пути следования для грузовых и пассажирских (почтово-багажных) поездов, обозначенные знаком «НТ» с указанием пикета, скорости начала торможения и расчетного тормозного пути;
  • места (с указанием пикета) расположения железнодорожных переездов, обслуживаемых и необслуживаемых дежурным по переезду;
  • места с обрывоопасными километрами или участками.

Места расстановки на номограммах путевых светофоров, стрелочных переводов, указателей блок-участков, сигнальных указателей и знаков, должны соответствовать ординатам ПЧ, т.е. фактическому местоположению объекта применительно к километру.

Для удобства расшифровки на номограммах должен быть нанесен схематичный (условный) профиль пути с обозначением величин (°/00) подъемов (расчетных) и спусков (затяжных, руководящих, вредных).

На номограмме должен быть указан перечень условных обозначений, а также Ф.И.О. и должность лица, утвердившего номограмму.

Готовая к использованию номограмма заверяется печатью предприятия.

7. Ответственным лицом за организацию изготовления и сопровождения номограмм в эксплуатационном локомотивном депо является главный инженер, контроль осуществляет главный инженер региональной дирекции тяги.

При организации расшифровки лент скоростемеров в центре расшифровки ответственным лицом за организацию изготовления и сопровождения номограмм является начальник центра расшифровки.

8. Для оптимизации производственного процесса расшифровки, повышения производительности труда техников по расшифровке, разрешается организовать расшифровку лент скоростемеров на участке расшифровки одного из депо (путем укрупнения).

Организация расшифровки лент скоростемеров в одном из депо должна быть регламентирована распорядительным документом региональной дирекции тяги, с учетом соблюдения нормативных сроков расшифровки.