Приложение №1. Порядок эксплуатации работниками локомотивных бригад локомотивных устройств, регистрирующих параметры движения локомотива


Ответственность за правильность эксплуатации локомотивных устройств, регистрирующих параметры работы локомотива и локомотивных систем безопасности, несет непосредственно машинист.

Эксплуатация локомотивных регистрирующих устройств и систем безопасности должна выполняться в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации данных систем и устройств, разработанных предприятиями-изготовителями, а также с учетом особенностей эксплуатации данных устройств, предусмотренных нормативными документами ОАО «РЖД», с учетом местных условий.

1. Установка носителей информации в регистрирующие блоки устройств и систем безопасности, установка лент скоростемеров и заправка писцов (скоростемера ЗСЛ-2М) производится машинистом локомотива (подвижного состава), если иное требование не установлено документами региональной дирекции тяги, с учетом местных условий.

2. При наличии локомотива оборудованного скоростемером ЗСЛ-2М (КПД-3) с регистрирующим устройством, подключенным к цепям АЛСН в одной кабине управления, лента скоростемера должна быть заправлена в основной скоростемер, подключенный к цепям управления АЛСН. С целью контроля за записью параметров в кабине, необорудованной основными устройствами АЛСН, из которой будет осуществляться управление, в скоростемер должна быть заправлена дублирующая скоростемерная лента.

3. Носитель информации должен быть всегда вставлен в блок (устройство) регистрации параметров движения, а устройство регистрации параметров движения и устройство безопасности должно быть всегда включено и/или переведено в соответствующий режим работы (направление движения) при выполнении поездной, хозяйственной, маневровой работы, простое на станциях в ожидании работы, выполнения маневров на путях депо, выполнения маневров по технологии подвода локомотивов под составы поездов, подъезда под состав после смены кабины управления и т.д.

Разрешается не устанавливать носители информации в локомотивные

устройства регистрации параметров и системы безопасности для работников, занятых на прогреве (охране) локомотивов.

4. Заправку ленты скоростемера производить с учетом длины, достаточной для обслуживаемого плеча, маневровой, хозяйственной, вывозной смены и других видов движения.

Изъятие носителей информации ленты с регистрирующих устройств и систем безопасности производить только по окончании поездки, смены.

Сдача носителей информации и сопроводительных документов к выполненной поездке (смене) осуществляется вместе со сдачей маршрутов машиниста сразу по окончании поездки (смены) в основном депо.

5. Контроль за качеством записей данных на ленте скоростемера ЗСЛ-2М, регистрацией записи на электронные носители информации должен осуществляться локомотивной бригадой в течение всей поездки (смены).

Не допускается использование писцов скоростемера с нечеткой (слабой) записью параметров на ленте. При выявлении слабой записи параметров машинист должен заменить писец, а при выявлении порыва ленты, произвести ее протяжку или перезаправку. Слабой записью писца считать запись, для рассмотрения которой необходимо применение дополнительного оптического инструмента (увеличительное стекло, лупа и т.д.).

6. Во всех случаях проезда светофора с запрещающим показанием, аварии, крушения или иного события, связанного с нарушением безопасности движения, когда для расследования необходимо использовать имеющиеся на носителе информации записи, машинисту запрещается снимать скоростемерную ленту, носитель информации с регистрирующего устройства.

В этих случаях скоростемерная лента, носитель информации снимается должностными лицами дирекции тяги или ревизорами по безопасности движения, прибывшими для расследования, в присутствии машиниста, о чем в маршруте машиниста (на обратной стороне бланка ф.ДУ-61) делается соответствующая отметка с указанием должности и фамилии руководителей или ревизоров, производивших изъятие носителя информации.

В случаях угрозы сохранности ленты (кассеты регистрации, модуля памяти) (пожар и т.п.), ее снятие производит машинист локомотива.

7. Порядок выдачи и сдачи носителей информации и их поступление в участок расшифровки устанавливается приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо о порядке сдачи маршрутных листов машиниста, скоростемерных лент, электронных носителей информации и сопроводительных документов к ним.

При организации расшифровки носителей информации в центре расшифровки, порядок сдачи носителей информации и их поступление в центр расшифровки устанавливается в организационно-распорядительном документе центра расшифровки и утверждается начальником региональной дирекции тяги.


8. При выполнении локомотивными бригадами ремонтно-путевых работ на незакрепленных участках обслуживания, порядок доставки для расшифровки носителей информации, поездной документации и маршрутов машиниста устанавливается приказом руководителя структурного подразделения.

9. Выдача носителей информации (если они не именные) машинистам локомотивов и их прием после поездки (смены) должна осуществляться работником дежурной сменой (ТЧД, ТД, нарядчик, оператор ПК и т.д.) в зависимости от специфики работы эксплуатационного локомотивного депо.

Отметка (штамп) о выдаче и/или сдаче носителей информации ставится в маршруте машиниста с указанием номера носителя информации и подписью лица осуществляющего выдачу и/или прием носителя информации.

Учет выдачи и сдачи носителей информации производится в специальном журнале «Журнал учета выдачи и приема носителей информации», находящимся на рабочем месте работника дежурной смены.

При использовании локомотивных бригад, задействованных для работ по технологии турной езды при производстве ремонтно-путевых работ в режиме «окон» и в период длительно закрытых перегонов, машинисту выдается несколько носителей информации из расчета продолжительности времени работы в туре (один носитель на полные сутки «день — ночь»).

10. Ответственность за достоверность данных по учету приема и выдачи носителей информации и их передачи для расшифровки возлагается на работника дежурной смены (ТЧД, нарядчик, оператор ПК и т.д.) или иного работника, назначенного приказом начальника эксплуатационного локомотивнного депо.

11. Вместе с носителями информации машинист обязан сдать все необходимые поездные документы в заполненном виде (бланки предупреждений, справки об обеспечении поезда тормозами, разрешения на бланках установленных форм и т.д.).

12. Хранение сданных скоростемерных лент (КР, модулей памяти) и поездных документов к выполненным поездкам осуществляется в специальном ящике с замком (помещении), исключающем доступ посторонних лиц и обеспечивающим сохранность до момента передачи их ответственным лицам, осуществляющим доставку в участок расшифровки.

13. При сдаче ленты скоростемера на ее обратной стороне машинист должен поставить штамп (в непосредственной близости от зарегистрированных параметров движения) с последующим аккуратным заполнением всех полей штампа.

Если поездка (смена) осуществлялась с использованием электронного носителя информации, то штамп ставится на бланке предупреждения ДУ-61 или заполняется специальный сопроводительный лист к поездке (смене).

Рекомендуемый образец штампа (сопроводительного листа) указан в Приложении № 7 к настоящему Положению.

Машинисту запрещено вносить поясняющие записи или отметки на рабочем поле скоростемерной ленты скоростемера ЗСЛ-2М или диаграммной ленты КПД.


14. При сдаче документов по выполненной поездке (смене) машинист должен на обратной стороне ленты скоростемера, бланка ДУ-61 или сопроводительном листе указать:

  • все выявленные отклонения от соблюдения графика (расписания) движения поезда;
  • следование по неправильным путям перегонов или боковым путям станций;
  • остановки по неисправности локомотива или в составе поезда и их причинах;
  • остановки по показаниям средств контроля поезда;
  • остановки у входных запрещающих светофорах с указанием фамилии ДСП (ДНЦ), а также остановках по требованию ДСП (ДНЦ);
  • приказы, указания и фамилии ДСП (ДНЦ) на проследование запрещающих показаний светофоров;
  • приказ ДНЦ на следование с неисправными устройствами безопасности;
  • информацию о сбоях огней АЛСН, сбоях или неисправностях в работе устройств и систем безопасности;
  • информацию о номере локомотива и фамилию машиниста следующего в составе соединенного поезда или оказывающего помощь;
  • информацию о причинах экстренных или автостопных торможений;
  • информацию о причинах остановки поезда при разрешающем показании напольного светофора;
  • другие необходимые данные, повлиявшие на нарушение безопасности движения.

15. При выполнении маневров на сопроводительном документе отмечается:

  • время заезда на пути необщего пользования и время выезда;
  • время маневров с опасными грузами, включая и опробование тормозов;
  • время маневров с пассажирскими вагонами и вагонами занятыми людьми;
  • время перед надвигом на сортировочную горку;
  • время включения и опробования тормозов в составах.

На локомотивах, оборудованных комплексом КПД для данного разграничения вышеуказанных операций, машинист должен выполнить распечатку астрономического времени.

На локомотивах, оборудованных скоростемером ЗСЛ-2М протянуть ленту на 3-4 «щелчка» игольчатого валика.

Характер выполненных работ при маневрах отмечается на сопроводительном документе:

  • при работе на прогреве на станции или парках станции без маневровых передвижений — «ПРОГРЕВ ….. название станции, парка и т.д.»;
  • при выполнении маневров на тракционных путях в эксплуатационном (ремонтном) локомотивном, сервисном депо — «ДЕПО ….. название»;
  • при выполнении маневров на станции -«СТАНЦИЯ ….. название»;
  • при выполнении маневров в организации на путях необщего пользования — «ПУТИ НЕОБЩ. ПОЛЬЗОВАНИЯ ….. принадлежность путей к организации»;
  • при выполнении маневров с пассажирскими вагонами и вагонами занятыми людьми — «ПАСС ….. название (принадлежность) пасс. депо»;
  • при выполнении маневров на сортировочных горках — «НАДВИГ…..» или «ГОРКА ….. название парка станции».

При проследовании светофора с запрещающим показанием по устному разрешению ДСП машинист локомотива обязан остановить локомотив, произвести запись о времени проследования, литере светофора и фамилии ДСП.

При смене маневрового района — производить запись начала времени маневров в другом районе.

16. При организации работы в депо с электронным маршрутом машиниста порядок получения и сдачи носителей информации, их считывание определяется в соответствии с инструктивными указаниями по организации эксплуатационной работы в условиях функционирования технологии автоматического формирования электронного маршрута машиниста.

17. Использование команды «К799» для перехода на «белый» огонь на кодированных путях для перехода на маневровый режим — запрещается. Порядок использования команды «К799» применительно к местным условиям указывается в нормативных документах, разработанных региональной дирекцией тяги, в соответствии с нормативными документами ОАО «РЖД».

18. При маневровой работе на сортировочных горках, оборудованных горочной локомотивной сигнализацией, для осуществления приема кодов устройства АЛСН включаются на соответствующую частоту, устройства КЛУБ-У (БЛОК) переводятся в режим «поездной», тумблер переключения приемных катушек должен устанавливаться на соответствующее приему кодов направление движения.

19. При отправлении вспомогательных локомотивов по неправильному пути, закрытому для движения всех поездов перегона при запрещающем показании выходного (маршрутного) светофора, после появления красного огня на локомотивном светофоре, для обеспечения установленной скорости движения при оказании помощи, включать белый огонь с использованием кнопки «ВК». Обратное следование поезда на станцию (по правильному пути) осуществляется с включенной на прием кодов системой АЛСН.

Аналогичный порядок сохраняется и при движении локомотивов, оборудованных устройствами КЛУБ-У (БЛОК).

20. При отправлении хозяйственных поездов или локомотивов на закрытый перегон, при производстве путевых работ на закрытых перегонах локомотивами, оборудованными КЛУБ-У (БЛОК), устройства безопасности должны быть включены на «поездном» режиме с включенной автоблокировкой.

В случае если при производстве путевых работ путевая автоблокировка выключается, система КЛУБ-У (БЛОК) переводится в режим закрытой блокировки.