Подвеска тягового электродвигателя

На тепловозах применена опорно-осевая подвеска, при которой тяговый электродвигатель опирается с одной стороны через пружинную опору на раму тележки, а с другой через вкладыши моторно-осевых подшипников — на ось колесной пары.

Пружинная опора состоит из трех цилиндрических пружин 5 (рис. 8), расположенных между двумя стальными балочками 4, в которых расточено по три гнезда а. При монтаже пружинная опора стягивается двумя болтами 6 (М20) и устанавливается между выступами 2 рамы тележки и носиками 1 остова тягового электродвигателя. Выступы 2 приварены к кронштейну 9 поперечной балки рамы тележки, а носики 1 отлиты заодно с остовом. Чтобы уменьшить износ носиков, к ним приварены сменные пластины из марганцовистой стали. Для фиксации пружинной опоры на раме тележки служат два цилиндрических стержня 3, которые вставлены снизу и проходят через сквозные отверстия диаметром 32 мм в балочках 4 и выступах 2. От выпадания стержни 3 удерживаются угольниками 7, прикрепленными болтами к нижним выступам 2. После установки пружинной опоры гайки монтажных болтов 6 отворачивают так, чтобы расстояние между торцами гайки и головки болта было 160 мм, после чего гайки фиксируют шплинтами.

Моторно-осевой подшипник состоит из комплекта вкладышей и разъемного корпуса, образованного приливом остова тягового электродвигателя и шапкой (крышкой), стянутых четырьмя болтами МЗО. Горловину диаметром 250 мм под вкладыши растачивают в собранном корпусе подшипника.

Оба вкладыша отлиты из стали и имеют борта, ограничивающие осевой разбег тягового электродвигателя на оси колесной пары (0,4 — 5,0 мм). Внутренняя поверхность вкладышей покрыта тонким слоем бронзы. Вкладыш 11 установлен в остове 8 тягового электродвигателя, а вкладыш 12 — в шапке 13. Он имеет окно для подвода смазки к шейке оси 10 и две шпоночные канавки б. При сборке нижняя канавка вкладыша совпадает с канавкой в шапке 13, образуя гнездо под шпонку 25. Наличие двух шпоночных канавок на вкладыше 12 позволяет использовать его в левом и правом подшипниках. Между вкладышами и осью колесной пары должен быть зазор для смазки 0,45 — 2,5 мм. Измеряют этот зазор щупом через специальные окна в кожухе, прикрепленном к остову тягового электродвигателя и закрывающем среднюю часть оси. В эксплуатации оба окна закрыты крышками.

Шапка 13 одновременно является камерой для смазки, куда заливают 825 г осевого масла марки 3 или Л в зависимости от времени года. В верхней части шапки сделано окно, закрываемое крышкой 14, которая крепится четырьмя болтами. Для заливки масла в крышке 14 имеется горловина, закрытая пробкой 16, прижатой к горловине пластинчатой пружиной 15. В отверстие крышки 14 вставлен щуп 17, служащий для контроля уровня масла в камере моторно-осевого подшипника. Уровень масла должен быть между двумя рисками на щупе. Верхняя риска соответствует уровню масла в шапке, равному 90 мм, нижняя — 45 мм. В нижней части шапки для слива масла или конденсата имеется отверстие, закрытое пробкой 23. Конденсат сливают при техническом обслуживании ТО-3 и текущих ремонтах тепловоза.

Смазка к оси подводится при помощи польстера 20, состоящего их хлопчатобумажных фитилей, предварительно прожированных в масле и укрепленных в стальной обойме 24. Фитили из обоймы должны выступать на 10 мм. Обойма 24 надета на три стержня 22, приваренных к фланцу 19. Между обоймой и фланцем поставлены пружины 21, прижимающие польстер к шейке оси. В собранном виде польстер крепится к шапке 13 двумя болтами М12, ввернутыми во фланец 19.

Шапка правого моторно-осевого подшипника отлита заодно с кронштейном 18, используемым для крепления кожуха тягового редуктора.