Масляный насос дизеля 2А-9ДГ тепловоза ТЭП70

Масляный насос шестеренчатого типа односекционный, нереверсивный, приводится от дизеля через шлицевое соединение. Корпус 10 насоса отлит из серого чугуна и имеет расточки для рабочих шестерен. Торцы корпуса закрыты планками 8 и 12, изготовленными из антифрикционного чугуна. Стыковые поверхности корпуса с планками уплотнены прокладками 9 и 26.

Рабочие стальные косозубые шестерни 11 и 13 выполнены заодно с осями. Для уравновешивания осевой силы ведущей шестерни в крышку 25 насоса встроено гидравлическое разгрузочное устройство в виде поршня, воздействующего на ось ведущей шестерни через шариковый упорный подшипник. Надпоршневое пространство соединено каналом с нагнетающей полостью насоса.

Разгрузочное устройство состоит из поршня 16, втулки 14, подшипника 15, шайбы 20, пружины 19 и гайки 17.

Ведущая шестерня приводится во вращение соединительной муфтой, которая укреплена на валу привода дизеля.

Для поддержания заданного рабочего давления нагнетательная полость насоса снабжена дифференциальным перепускным клапаном золотникового типа с демпфирующим устройством. Клапан размещен в корпусе насоса. При повышении давления масла свыше 8,5 кгс/см2 (83,9-10000 Па) клапан и поршень сжимают пружину и обеспечивают слив масла через окна клапана во всасывающую полость. При уменьшении давления в системе клапан под действием пружины опускается на седло.

Рис. Масляный насос

1, 5, 17, 35, 36 — гайки; 2 — муфта; 3 — кольцо стопорное; 4, 18 — шплинты; 6 — поводок; 7, 14, 30 — втулки; 8, 12 — планки; 9, 26 — прокладки; 10 — корпус; 11, 13 — шестерни; 15, 21 — подшипники; 16, 28 — поршень; 19, 29 — пружины; 20, 22 — шайбы; 23 — болт; 24 — замок пластинчатый; 25, 32 — крышки; 27 — клапан; 31 — стержень; 33 — пробка; 34 — проволока.