Кран управления №215

Назначение, устройство и работа крана №215

Кран управления №215 предназначен для управле­ния вспомогательным прямодействующим неавтоматическим тормозом локомотива. Применяется на тяговом подвижном составе, а также на специаль­ном самоходном подвижном составе, в котором наполнение тормозных ци­линдров осуществляется через реле давления.
Основные технические данные, параметры и свойства крана:

  • Время наполнения резервуара объе­мом 8 л (имитирующего импульсную магистраль) сжатым воздухом от 0 до 3,5 кгс/см², с, не бо­лее — 3
  • Время снижения давления в резерву­аре объемом 8 л с 3,5 до 0,5 кгс/см²,с, не более — 10
  • Номинальное давление сжатого воздуха в тормозном цилиндре при тормозных положениях ручки крана, кгс/см²:
    • Iступень — 1,0-1,3
    • IIступень — 1,7-2,0
    • IIIступень — 2,7-3,0
    • IVступень — 3,7-4,0
  • Величина снижения давления в ре­зервуаре при искусственном создании утечки из него, кгс/см², не более — 0,15
  • Герметичность мест соединений сбо­рочных единиц и деталей — пропуск воздуха не допуска­ется
  • Герметичность атмосферного клапа­на — пропуск воздуха не допуска­ется
  • Диаметр условного прохода, мм — 8
  • Присоединительная резьба:
    • к питательной магистрали — М16х1,5
    • к тормозным цилиндрам — М16х1,5
  • Габаритные размеры, мм — 285 х 100 х 195
  • Масса, кг — 4,2
  • Давление сжатого воздуха в питательной магистрали, кгс/см² — 7,0-9,0

Маркировка крана содержит:

  • товарный знак предприятия-изготовителя;
  • индекс крана;
  • порядковый номер с начала года;
  • месяц и две последние цифры года изготовления;
  • клеймо ОТК;
  • клеймо представителя заказчика (в случае приемки заказчиком).

Наименование узлов и деталей крана

Рис.1 Устройство крана №215

1 – питательный клапан; 2 — ниппель; 3- болт; 4 – диафрагма; 5 – фланец; 6 – крышка; 7 – обойма; 8 – ручка; 9 – пружина; 10 – толкатель; 11 – кожух; 12 – винт регулирующий; 13 – гайка М12; 14 – колпачок; 15 – стакан; 16 – пружина; 17 – диск диафрагмы; 18 – манжета; 19 – 19 – кронштейн; 20 – фильтр; 21 – пробка; 22 – кольцо резиновое; 23 – заглушка; 24 – манжета; 25 – шайба; 26 – пружина;27 – корпус.

Ручка крана управления имеет пять положений:

  • I – поездное и отпуск тормозов;
  • II, III, IV, V – тормозное.

Схема работы крана №215

Тормозные положения фиксируются толкателем ручки крана. К нижней части крана подсоединен трубопровод от питательной магистрали. От крана отведен трубопровод к исполнительной части. В средней части крана управления имеется диафрагма 4, диск которой с одной стороны упирается в питательный клапан 1, а с другой в регулировочный стакан 15. Диск диафрагмы 17 выполнен полым, в верхней части канала имеются отверстия, сообщающие камеру под диафрагмой через канал в диске и отверстие в стакане с атмосферой. При повороте ручки крана против часовой стрелки в тормозное положение диск диафрагмы вместе с диафрагмой под усилием от стакана перемещается вниз, открывается питательный клапан, и воздух из питательной магистрали поступает в импульсную магистраль и далее к реле давления, которые наполняют ТЦ и одновременно через ниппель 2 под диафрагму. Наполнение происходит до тех пор пока давление сжатого воздуха под диафрагмой уравновесит усилие пружины, после чего диафрагма переместится вверх и питательный клапан под усилием своей пружины перекроется. В тормозном положении и положении перекрыши атмосферное отверстие перекрывается хвостовиком стакана уплотненного манжетой.

При повороте ручки крана по часовой стрелке, диафрагма вместе с диском переместится вверх, откроется отпускной клапан и воздух из камеры под диафрагмой и реле давления через полый хвостовик, каналы диска и отверстие в стакане будет выходить в атмосферу, обеспечивая отпуск тормозов локомотива.
При действии автоматического тормоза ручка крана №215 находится в поездном положении.

Техническое обслуживание и ремонт крана

При техническом обслуживании (ТО) проводят осмотр состояния крана, надежность крепления, испытание и регулировку, гарантирующие работоспособ­ность крана. В процессе эксплуатации должна быть обеспечена герме­тичность мест соединений крана и мест подвода сжатого воздуха. Ослабление монтажных гаек не допускается.
При текущем ремонте (ТР) проводят ревизию крана, а при необхо­димости ремонт и замену отдельных узлов и деталей, гаранти­рующие его работоспособность между ремонтами.
Перед разборкой кран снимают с кронштейна поз. 19 рис. 1 и разбирают. Для этого необходимо отвернуть колпачок поз. 14 , снять кожух поз. 11, отвернуть гайку крепления ручки и ослабить крепление ручки поз.8 на кране и снять ее со стакана поз. 15. Вывернуть стакан поз. 15 и разобрать его. Через отверстие в стакане поз. 15 выдавить кольцо стопорное, снять шайбу и упорку. Вынуть пружину поз. 16. Отвернуть винты и снять крышку поз.6. Затем отвернуть бол­ты поз.3 , снять фланец поз.5. Осмотреть состояние атмосферного клапа­на, при повреждении заменить. Осмотреть диафрагму поз.4. Через паз в корпусе поз.27 выдавить кольцо стопорное, вынуть шайбу и манжету поз.18. Вывернуть заглушку поз.23. Осмотреть кольцо резиновое поз.22 и манжету поз.24 . Вынуть пружину поз.26 и питательный клапан поз.1. Пружины поз. 29 и поз. 9, поз. 16 при наличии изломов, трещин, а также в случае потери упругости или при просадке по высоте бо­лее допуска заменить. Проверку проводить в свободном состоянии. Рас­тягивание и заделка пружин не допускается.

Проверяют резиновые уплотнительные изделия. Имеющие надрывы и трещины, а также с истекшим сроком службы, заменяют но­выми. Срок службы следует определять по маркировке на резиновой дета­ли, исключая год ее изготовления или по дате изготовления крана, ука­занной на корпусе поз.27. Резиновые уплотнительные изделия заменяются по дости­жению установленного срока службы:

  • диафрагмы, уплотнения и манжеты — 3 года;
  • прокладки — 4 года,
  • резинового уплотнительного кольца — 4 года.

При сборке крана необходимо смазать трущиеся поверхности деталей и узлов смазкой ЖТ-79Л. После ремонта кран устанавливают на испытательный стенд. Перед испытанием кран необходимо отрегулировать. Для это­го стакан поз. 15 вращают против часовой стрелки до появления давления в ТЦ. Далее стакан вращают в обратную сторону до полного выпуска воздуха из ТЦ. Затем установить ручку крана поз.8 на стакан поз. 15, закрепить гайкой и перевести в первое тормозное положение. Регулировка крана вспомогательного тормоза производится по ступеням торможения закручиванием регулировочного болта, фиксирующегося контргайкой. Вращением болта поз. 12 установить в ТЦ давление 1,0-1,3 кгс/см2 и закрепить болт поз. 12 гайкой поз. 13. Затем ручку крана поставить в поездное положение. Давление в ТЦ долж­но снизиться до 0.
После установки крана на подвижной состав повторно прово­дят испытания на герметичность мест соединений.


 

Устранение последствий отказов и повреждений, требования к консервации и хранению

Последовательность и объем работ, необходимых для отыска­ния последствий отказов и повреждений крана и методы их устранения приведены в таблице 4.

При всех видах работ с краном необходимо руководствоваться и строго выполнять правила техники безопасности. При необходимости монтажа, демонтажа и других ремонт­ных работах источник питания сжатого воздуха в подводящем трубо­проводе должен быть отключен.

При консервации используются средства временной защиты: — смазка Ж-79Л для поверхностей «металл-металл», «металл-резина».
Кран управления при хранении должен быть складирова­н на стеллаже без транспортной тары или в открытых ящиках. Предохранительные пробки в течение срока хранения не сни­мают. Не допускается хранение в помещениях с наличием в воздухе паров кислот, щелочей и других агрессивных примесей, вредно дей­ствующих на резиновые детали и лакокрасочные покрытия. Срок хранения не должен превышать шести меся­цев. При хранении свыше шести месяцев перед установкой на подвижной состав кран должен пройти ревизию и обязательно проверен на соответствие техническим требованиям