Компоновка дизель-генератора тепловоза ТЭП70


Дизель-генератор 2А-9ДГ (рис.1) состоит из дизеля типа 2А-5Д49 и синхронного генератора, установленных на общей поддизельной раме и соединенных муфтой пластинчатого типа. Дизель 2А-5Д49, созданный на базе двигателя 16ЧН 26/26 мощностью 3000 л. с., используемого на тепловозах 2ТЭ116 и 130, является его более форсированной модификацией

Дизель-генератор 2А-9ДГ имеет до 90% узлов и деталей, унифицированных с узлами и деталями дизель-генераторов 1-9ДГ (тепловоз 130), 1А-9ДГ (тепловоз 2ТЭ116), 3-9ДГ (тепловоз ТЭ114). При создании дизель-генератора 2А-9ДГ был использован опыт постройки, эксплуатации и ремонта указанных дизель-генераторов.

Дизель-генератор удобен в обслуживании и ремонте. Его сборку и разборку производят агрегатами (узлами), что обеспечивает взаимозаменяемость. Высокая надежность и износостойкость дизеля обеспечиваются изготовлением деталей из высококачественных материалов, рациональным применением современных методов химико-термической обработки и поверхностного упрочнения деталей с применением качественных покрытий.

Дизель четырехтактный, У-образный, шестнадцати цилиндровый, с газотурбинным наддувом и охладителем наддувочного воздуха.

Дизель-генератор установлен на раме тепловоза на резинометаллических амортизаторах. Рама под дизель и генератор сварная. В емкость поддона заливают 1000 л. масла. Подшипники коленчатого вала подвесного типа. Коленчатый вал цельно литой из высокопрочного чугуна, азотированный. Для уменьшения напряжений, возникающих вследствие крутильных колебаний в системе (привод вспомогательных агрегатов — коленчатый вал дизеля — ротор генератора), на переднем конце коленчатого вала установлен комбинированный антивибратор.

Шатунный механизм состоит из главных и прицепных шатунов. Прицепной шатун болтами прикреплен к пальцу, установленному в проушинах главного шатуна.

 

 

Рис. 1 Дизель-генератор 2А-9ДГ:

1 втулка цилиндра; 2 — поршень; 3 — крышка цилиндра; 4 — лоток; 5 — регулятор объединенный; в — топливный насос; 7 — выпускной коллектор; 8 — блок цилиндров; — шатуны; 10 — охладитель масла (см. продолжение) 11 — масляный насос; 12 — фильтр грубой очистки масла; 13 — водяной насос; 14 — охладитель наддувочного воздуха; 15 — турбокомпрессор; 16 — грубы выпускные; 17 — форсунка; 18 — механизм управления топливными насосами; 19 — валопровод вспомогательных агрегатов; 20 — привод распределительного вала; 21 — муфта; 22 — рама; 23 антивибратор; 24 — привод насосов

 


Поршень составной. Головка прикреплена к тропку шпильками. В отверстия тронка установлен палец плавающего типа. Охлаждаются поршни маслом, поступающим из масляной системы дизеля через шатуны.

В крышке расположены два впускных и два выпускных клапана, форсунка я индикаторный кран. На крышке установлены рычаги привода клапанов. Крышка нижней плоскостью опирается на блок и прикреплена к нему шпильками. Втулка цилиндра подвешена и прикреплена к крышке цилиндра шпильками. Стык между крышкой и втулкой (газовый стык) уплотнен стальной омедненной прокладкой. На втулку напрессована рубашка, которая образует полость для прохода охлаждающей воды.

Лоток с распределительным валом установлен на верхней части блока. На лотке размещены топливные насосы.

Распределительный вал (один на оба ряда цилиндров) приводится во вращение от коленчатого вала шестеренчатой передачей, расположенной на заднем торце блока цилиндров. Эта передача одновременно является приводом объединенного регулятора, механического тахометра, предельного выключателя, возбудителя, стартер-генератора.

Топливная система высокого давления состоит из шестнадцати индивидуальных насосов золотникового типа и шестнадцати форсунок закрытого типа.

Топливоподкачивающая система состоит из насоса, фильтра грубой очистки, фильтров тонкой очистки топлива и подпорного клапана, обеспечивающего необходимое давление топлива, поступающего к насосам.

Предельный выключатель при повышении частоты вращения коленчатого вала выше допустимой посредством рычажной передачи выключает подачу топлива в цилиндры дизеля. При помощи привода механического тахометра можно периодически по мере необходимости включать тахометр для проверки частоты вращения коленчатого вала дизеля.

Масляная система состоит из насоса, прокачивающего масло через теплообменники, второго, нагнетательного, насоса, фильтра грубой очистки, центробежных фильтров и маслопрокачивающего насоса. Все агрегаты и трубопроводы масляной системы, кроме маслопрокачивающего насоса, расположены на дизеле.

Система охлаждения дизеля — водяная, принудительная, двухконтурная замкнутого типа. Циркуляция воды в системе обеспечивается при помощи центробежных насосов.

Картер дизеля вентилируется путем отсоса газов на всасывание в турбокомпрессор. Величина разрежения в картере регулируется автоматически.

Для предотвращения скопления масла в ресивере наддувочного воздуха на дизеле имеется система удаления масла из ресивера в емкость, расположенную с левой стороны в рамс. Для контроля за работой этой системы на раме имеется специальный штуцер.

Па переднем торце дизеля установлены привод насосов, водяные и масляные насосы, турбокомпрессор, охладитель наддувочного воздуха, реле давления масла, автомат системы вентиляции картера. С левой стороны дизеля расположены фильтр масла грубой очистки, центробежные фильтры, объединенный регулятор, пусковой сервомотор, привод механического тахометра и тахометр, а с правой стороны — фильтр тонкой очистки топлива, предельный выключатель и маслоотделительный бачок системы вентиляции картера. Теплообменники масла установлены с обеих сторон дизеля.

С переднего торца дизеля от привода насосов имеется отбор мощности на привод вентиляторов холодильника тепловоза. От свободного конца генератора приводится вентилятор централизованного воздухоснабжения тепловоза.

Пуск дизеля осуществляется через привод распределительного вала стартер-генератором, расположенным на тяговом генераторе. В генераторном режиме стартер-генератор питает цепи управления тепловоза и производит подзарядку аккумуляторных батарей. На тяговом генераторе также расположен возбудитель тягового генератора, получающий вращение от привода распределительного вала. Стартер-генератор и возбудитель соединены с приводом распределительного пала при помощи двойной резиновой пальцевой муфты.

В системе тепловоза предусмотрена защита дизеля от перегрева воды и масла. Па переднем торце дизеля установлено реле давления масла КРД-4, обеспечивающее через систему управления тепловоза защиту дизеля при отсутствии давления масла (блокировка пуска, сброс нагрузки, остановка дизеля). Имеется также защита дизеля от повышения давления газов в картере.