Буксовый узел


Важным критерием оценки состояния буксы является её нагрев. Поэтому проверка на ощупь температуры верхней части корпуса является обязательной технологической операцией осмотра вагонов.

Если выявлена букса с температурой более высокой, чем у букс других вагонов поезда, на основании различных признаков устанавливают причину нагрева и при необходимости вскрывают смотровую крышку с соблюдением условий, исключающих её загрязнение.

Для локомотивных бригад нет необходимости вскрывать смотровую крышку у вагонов (действия согласно указания 44/Н от 25. 02. 98 г.), но при грении у локомотива локомотивная бригада обязана знать неисправности буксового узла.

В большинстве случаев установить причину грения можно только после разборки узла. Однако существуют и внешние признаки косвенного проявления неисправностей. Например, выжимание смазки на торцовую поверхность буксы с роликовыми подшипниками или на предподступичную часть оси свидетельствует о неправильной установке подшипников или их дефектах.

Для буксовых узлов с роликовыми подшипниками к числу признаков неисправности относятся:

  • искрение между корпусом буксы и колесом или между колесом и рамой тележки, указывающее на излом шейки оси;
  • движение колёсной пары юзом при отошедших тормозных колодках, свидетельствующее о разрушении подшипника, заклинивании роликов в одной из букс этой колёсной пары.
  • перемещение буксы вдоль шейки оси колёсной пары или её колебания относительно своей центральной оси говорят об изломе бурта внутреннего кольца или разрушении сепаратора заднего подшипника этой буксы;
  • пощёлкивание роликов, выпавших из своих гнёзд, связано с разрушением сепаратора;
  • наличие цвета побежалости на смотровой (крепительной) крышке буксы указывает на разрушение переднего подшипника.

Разрушение сепаратора и наружного кольца подшипника, повреждение торцового крепления (излом стопорной планки, обрыв или ослабление болтов) вызывают трещины, протёртости или пробоины на смотровой (крепительной) крышке буксы.

Излом стопорной планки или обрыв болтов её крепления приводит к выпуклости на смотровой (крепительной) крышке, её дребезжанию или появлению двойного удара при отстукивании молотком её нижней части.

Сдвиг буксы вдоль шейки оси (на предподступичной части видна блестящая полоса) — результат повреждения торцового крепления (ослабления торцовой гайки, обрыва болтов стопорной планки).

Повышенный нагрев буксы или смотровой крышки может быть вызван неисправностями подшипников.

Разработка отверстия в кронштейне для валика подвески башмака, отсутствие этого валика, срез или смятие шплинтов его крепления, а также шплинтов, крепящих другие валики рычажной передачи, свидетельствует о разрушении одного или обоих подшипников или наличии неравномерного проката колёс.

Образование пылевого валика чёрного цвета с металлическими включениями на лабиринтной части буксы—признаки обводнения смазки, износа сепаратора, заклинивания роликов.