Экстренное торможение


Экстренное торможение поезда электропневматическим тормозом осуществляют поездным краном машиниста. При этом контроллер крана КМТ занимает шестое положение, что приводит к размыканию контакта КМТ (1134,1135) в цепи катушки релеРУ9, которая в нормальном режиме работы постоянно находится под напряжением. После отключения реле контакт РУ9 (708, 709) раз­рывает цепь питания катушек контакторов КВГ и КВВ, а также реле времени РВ2, что приводит к снятию возбуждения с генератора и отключению тяговых двигателей.

Одновременно контакт РУ9 между проводами Т57 и Т61 (см. схему ЭПТ) обеспечивает включение электропневматического тормоза, благодаря чему наступает режим торможения; контакт РУ9 между проводами А178 и А179 (см. схему АЛСН) разрывает цепь питания катушки электропневматического клапана автостопа ЭПКА; контакт РУ9 (1186, 1187) замыкает цепь питания катушек вентилей песочниц ВП1 и ВПЗ, обеспечивающих подачу песка под колеса. Когда скорость движения уменьшается до 10 км/ч, замыка­ется контакт 0—10 КРУ скоростемера и включается реле РУН (см. схему АЛСН). Контакт РУН (1186, 1187) разрывает цепь катушек ВП1 и ВПЗ, прекращая подачу песка.

Аналогичный процесс (отключение РУ9 и т.д.) происходит при размыкании контакта электропневматического клапана автостопа ЭПКА (1136, 1137). Тумблерами Тб7 «Шунтировка ЭПКА» и Т626 «Автостоп» в случае необходимости (при отключенном автостопе и др.) можно шунтировать разомкнутые контакты КМТ и ЭПКА, что­бы исключить ложное отключение реле РУ9.

На тепловозе ТЭП70 предусмотрены две ступени нажатия тор­мозных колодок:

  • ступень I — при служебном торможении с макси­мальным давлением воздуха в тормозных цилиндрах 3,8 —4 кгс/см2;
  • ступень II —только при экстренном торможении, при скорости дви­жения выше 60 км/ч и выключенном электрическом тормозе с дав­лением воздуха в тормозных цилиндрах тепловоза 6 кгс/см2. Вклю­чение
  • ступени II нажатия осуществляется электропневматическим вентилем ВТЗ, катушка которого получает питание от выключателя АВ2 «Управление общее» через зажим 3/11—13, контакты реле РУ13 или РУ14 (замкнуты при скорости выше 60 км/ч), а также через кон­такты реле РУ28 (замкнут при отключенном электрическом тормо­зе) и РДТ4 (замкнут при экстренном торможении),

Катушки реле РУ13 и РУ14 подключены к контактам скоросте­мера соответственно V„< и V^. В зависимости от того, какой из этих контактов настроен на размыкание при 60 км/ч, в цепь катушки вен­тиля ВТЗ включается контакт реле РУ13 или РУ14. Реле давления РДТ4 замыкает свой контакт при падении давления в тормозной магистрали до 3 кгс/см2, что соответствует экстренному торможе­нию. При увеличении давления до 4 кгс/см2 контакт РДТ4 размы­кается и отключает вентиль ВТЗ.

Если при экстренном торможении поезда включен выключатель АВ7 «Электрический тормоз», то, как описано выше, вначале торможение тепловоза будет осуществляться электрическим тормозом по предельным характеристикам, а затем при снижении скорости движения до 15 — 30 км/ч произойдет замещение его пневматическим тормозом.