Устройство шахты холодильника и размещение в ней оборудования.

Шахта холодильника.

Занимает часть кузова тепловоза, называемой шахтой холодильника.
Состоит из:

  • секций радиатора,
  • коллекторов,
  • вентилятора и его привода,
  • жалюзи и системы управления жалюзи.

На тепловозах примерно 8 – 12% тепла, выделяемого в цилиндрах дизеля, из них  6 – 10% от масла и 4 – 6% от надувочного воздуха отводится с охлаждающей водой в атмосферу.

Шахта разделена перегородкой на две камеры большого и малого.
Большого в передней камере устанавливают 16-ть секций радиатора охлаждения воды основного контура и главный вентилятор.
Малого 8-мь радиаторных секций и вентилятор с электроприводом.

Секции устанавливают к верхнему и нижнему коллекторам вертикально в один ряд.

 

Жа­люзи и их привод.

Служат для регулирования температуры воды дизеля.
Для привода применяют пневмоцилиндры, которыми управляют электропневматические вентиля. ВПЖ1, ВПЖ2, ВПЖ4 через термореле РТЖ1, 2, 4.

Автоматическое охлаждение дизеля.

  • При нагреве дизеля до 70°С  открываются боковые жалюзи основного контура.
  • При нагреве до 80°С  открываются верхние жалюзи и включается главный вентилятор.
  • При нагреве 65°С  открываются боковые и верхние жалюзи вспомогательного контура и включается вентилятор МВХ.

 

Секция радиатора это пакет трубок.

На тепловозах различаются друг от друга количеством, размерами и расположением трубок.
Состоит из латунных плоскоовальных трубок разделенных на три колонки в шахматном порядке в два ряда по 13 штук. Всего 108 трубок.
Восемь секций объединяют в блок.
Рабочая длина трубок 884 мм.

Требования к воде, применяемой для охлаждающих систем тепловозов. Борьба с образованием накипи и коррозией.

Водяная система должна заправляться пресной, кипяченой водой с антикоррозионными присадками. Объем воды установлен из расчета 1,1 – 1,35 л/кВт

Различают два вида коррозии:

  • Химическую которая неспособна проводить электрический ток
  • Электрохимическую (электролиз) которая вызывается действием растворов электролитов на металл (имеет местный электрический ток). Электрохимическая (влажная или мокрая) коррозия влияет на процесс изнашивания зеркала ЦВ, колец и поршня

Для борьбы с химической коррозией применяют пресную отстоявшуюся кипяченую воду. Некипяченая вода приводит к образованию накипи и приводит к перегреву дизеля.

Накипь состоит из выделившихся из воды солей кальция и магния.
Шлам – это илоподобные частицы и продукты разрушенной накипи, каогулирующие и оседающие в застойных зонах системы охлаждения.

Добавляют в воду хромпик и соду (углекислый натрий) для предохранения деталей от разъедания с которыми вода соприкасается.
Применяют присадку ВНИИ НП-117/Д (0,1-0,3%), она обеспечивает надежную защиту чугуна, стали и алюминиевого сплава от коррозионных разрушений.

Для приготовления воды применяются:

  • конденсат с содержанием хлоридов не более 10мг/л и жесткости не более 0,2 мг*экв/л (химические соединения хлора с другими элементами).
  • каустическую соду (едкий натрий) применяют при производстве мыла.
  • тринатрийфосфат
  • хромпик (дихромат калия).
  • нитрит натрия

Из расчета 1300г хромпика и 800г соды 1м3 воды. Контроль за качеством воды осуществляется лабораторией депо.