Поток охлаждающего воздуха в охлаждающих устройствах тепловоза создается с помощью вентиляторов.
Вентилятор тепловоза ЧМЭ3 осевого типа
Забирает атмосферный воздух через боковые жалюзи и выбрасывает через верхние из шахты холодильника.
Имеет 11 лопастей и составляет диаметр 1000 мм которые крепят к диску и надевают на вал и соединяют с валом ГМР через карданную муфту.
Частота вращения 1500 об/мин
Вспомогательный вентилятор 12 лопастей диаметром 630 мм.
Гидромеханический редуктор.
Служит для передачи вращения от коленчатого вала на главный вентилятор и компрессор при помощи кинематической энергии жидкости дизельного масла.
Применение гидромуфты также снижает крутильные колебания в валопроводах,
вызываемые тормозным моментом, при резком изменении частоты вращения вала
дизеля.
Имеет две гидромуфты и механические передачи чем обеспечивается плавное изменение частоты вращения.
Имеет чугунный корпус с перегородками которые создают четыре отсека соединяющиеся через отверстия в нижней части для прохода масла к сливной трубе.
К переднему торцу крепят корпус с подшипниками для вала привода компрессора.
В корпус входит два подшипника роликовый (опорный) и шариковый (опорно-упорный) между которыми устанавливают дистанционные втулки.
Вал привода (входной) установлен в задней части на шариковый и роликовый подшипники. На вал устанавливают косозубую шестерню.
Шариковый подшипник уплотняется на валу сальником.
Ниже входного вала устанавливают насосный вал который имеет два насосных колеса и косозубую шестерню входящей в зацепление с ведущей.
Вал вращается в трех шариковых подшипниках, два в первом отсеке и один на переднем торце.
На вал насосных колес напрессовывают два насосных колеса.
Насосные колеса чугунные и имеют прямые радиальные лопасти.
Для привода вентилятора в отсеке устанавливают корпус с подшипниками в которых находится вал с конической шестерней. Один роликовый в нижней части и в верхней опорно-упорный шариковый.
Для уплотнения по валу устанавливают сальник.
Каждая гидромуфта имеет турбинное колесо и колокол.
Турбинные колеса чугунные и имеют прямые радиальные лопасти они посажены на ступицу которая имеет восемь сквозных отверстий.
Ступицу крепят на пустотелый вал – шестерню (изготавливают за одно целое).
Коническая шестерня входит в зацепление с шестерней вала вентилятора.
Вал вращается в шариковом подшипнике. Для смазки подшипника имеются маслоподводящие трубки.
Для привода компрессора применяют вал-шестерню которая имеет цилиндрическую форму входящая в зацепление с внутренними зубьями корончатой шестерни на валу привода компрессора.
На турбинные колеса крепят колокол при помощи болтов они создают полость гидромуфты.
В ступице турбинного колеса имеется кольцевая канавка с восемью сквозными наклонными отверстиями.
Колокол имеет по два сопла для выброса масла из гидромуфты.
Для компрессора 1,6 мм, а для вентилятора 2,2 мм.
Колокол вращается в шариковом подшипнике.
Золотниковая коробка.
Служит для пропуска масла из системы дизеля в гидромуфту.
Устанавливают на левой стороне корпуса.
В чугунном корпусе находятся два золотника которые в верхней и нижней части закрываются крышками.
К верхним крышкам крепят штуцера к которым подсоединяют воздушные трубки.
К левой от регулятора давления к правой от ВПЖ2.
В нижней упираются пружины.
Золотник в верхней части имеет два резиновых кольца установленных в канавках для уплотнения воздушной полости от масляной. Между кольцами имеется две наклонные канавки которые соединяются с центрально канавкой для соединения с нижней полостью коробки.
средней части имеет кольцевую проточку шириной 20 мм и глубиной 10 мм.
В нижней расточено гнездо под пружину.
Для подвода масла в корпусе имеется наклонная канавка в которой имеется три отверстия.
Боковые отверстия 16 мм служат для пропуска масла к гидромуфтам.
Среднее диаметром 4 мм для постоянного прохода масла на смазывание подшипников.
Отверстие совпадает с Т-образной канавкой внутри корпуса и по ней расходится по боковым трубкам на смазку подшипника входного вала, для смазки подшипников гидромуфт и колокола. По центральной трубке для смазки подшипника привода компрессора.
Для смазки подшипников вала вентилятора трубку устанавливают на штуцер канавок.
Терморегуляторы автоматического управления вентилятором холодильника и жалюзи.
При получении сигнала от РТЖ2 (80 градусов) получает питание ВПЖ2 который перепускает воздух из резервуара управления к правому золотнику.
Золотник под давлением опускается и кольцевой канавкой 20 мм открывает путь маслу которое проходит по трубке к корпусу подшипников насосного вала, далее по кольцевой проточке турбинного колеса проходит по восьми отверстиям заполняя гидромуфту.
По мере заполнения насосное колесо своими лопастями начинает захватывать масло и раскручивая его преобразовывает механическую энергию в кинетическую далее под действием центробежной силы частицы масла начинают удаляться от центра к периферии насосного колеса создавая на концах лопастей повышенное давление.
Кинетическая энергия раскручивает турбинное колесо которое через зубчатую передачу передает вращение валу привода главного вентилятора.
Для отвода масла из гидромуфт масло постоянно выбрасывается через сопла в колоколе и самотеком вытекает в картер дизеля.
Тем самым предотвращая перегрев масла в гидромуфте.
Для включения компрессора используют регулятор давления отрегулированный на включении 8,5 Атм. и выключении 7,5 Атм. В ГР.