Специальная оценка условий труда. Рабочая зона и рабочее место. Мероприятия по обеспечению требований охраны труда и улучшению условий труда. Законодательство Российской Федерации о специальной оценке условий труда (СОУТ).

Регулирование специальной оценки условий труда осуществляется ТК РФ, №426-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации ВПФ и ОПФ и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Права и обязанности работника организации, проводящей специальную оценку условий труда (статья 5 №426-ФЗ).

Работник вправе:

  • присутствовать при проведении СОУТ на рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, организации, проводящей СОУТ, эксперту организации, проводящей СОУТ, за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте.

Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте СОУТ.
Права и обязанности организации, проводящей СОУТ (статья 6 №426-ФЗ).

Организация, проводящая СОУТ, вправе:

  • отказаться в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, от проведения СОУТ, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;
  • обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

Применение результатов проведения СОУТ (статья 7 №426-ФЗ).

Результаты проведения СОУТ могут применяться для:

  • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия ВПФ и ОПФ и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • обеспечения работников СИЗ, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • организации в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
  • установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций;
  • установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевания;
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда;
  • решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и (или) их представителями;
  • определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  • принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  • оценки уровней профессиональных рисков;
  • иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагается на работодателя.
СОУТ проводится совместно работодателем и организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора.
СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации. Состав и порядок деятельности комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями №426-ФЗ.
Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Комиссия до начала выполнения работ по проведению СОУТ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных мест.
Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми СИЗ.
Под индентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Индентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ.

Классификация условий труда 

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на 4 класса – оптимальные, допустимые, вредные или опасные условия труда.

Оптимальными условиями труда (1 класс)

— являются условия труда, при которых воздействие на работника ВПФ и ОПФ отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Допустимые условия труда (2 класс)

— являются условия труда, при которых на работника воздействуют ВПФ и ОПФ, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентируемого отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредными условиями труда (3 класс)

— являются условия труда, при которых уровни воздействия ВПФ и ОПФ превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют ВПФ и ОПФ, после воздействуя которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют ВПФ и ОПФ, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет);
подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют ВПФ и ОПФ, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют ВПФ и ОПФ, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасными условиями труда (4 класс)

— являются условия труда, при которых на работника воздействуют ВПФ и ОПФ, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

 

Требования охраны труда к производственным объектам, служебным, бытовым помещениям.

Объемно-планировочные и конструктивные решения производственных зданий и сооружений при строительстве, реконструкции, изменении технологического процесса предприятия принимаются в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, требований соответствующих разделов санитарных правил и норм технологического проектирования.
Проектирование производственных зданий, помещений и сооружений должно осуществляться так, чтобы персонал, не занятый обслуживанием технологических процессов и оборудования, не подвергался воздействию вредных факторов выше нормируемых параметров. В противном случае, независимо от специальности и выполняемой работы, указанные лица рассматриваются как работающие с вредными факторами и обеспечиваются всеми видами социальной защиты, предусмотренными для таковых.
Объем, планировка и строительные решения производственных зданий должны обеспечивать возможность выполнения мероприятий, необходимых для соблюдения допустимых уровней вредных факторов в рабочей зоне производственных помещений и атмосферном воздухе населенных мест.
Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять:

  • не менее 15 м³- при выполнении легкой физической работы;
  • не менее 25 м³ при выполнении работ средней тяжести;
  • не менее 30 м² при выполнении тяжелой работы.

Площадь помещений для одного работающего должна составлять не менее 4,5 м², высота помещений — не менее 3,25 м.

Наружные стены производственных заданий и сооружений должны обеспечивать возможность организации естественного воздухообмена и естественного освещения, если это не противоречит специальным требованиям к технологическому процессу.

Помещения и участки для производств с избытками явного тепла (более 23 Вт/м²), а также для производств со значительными выделениями вредных газов, паров и пыли следует размещать у наружных стен зданий и сооружений. Наибольшая сторона этих помещений должна примыкать к наружной стене здания или сооружения.
Если по условиям технологии указанные производственные участки не могут быть размещены у наружных стен зданий и сооружений, то допускается иное размещение с обязательным обеспечением притока наружного воздуха системами вентиляции.
При объединении в одном здании или сооружении отдельных производств и производственных участков с различными санитарно-гигиеническими условиями следует предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия вредных факторов на работающих, а также перетеканию их на соседние участки, где выполняются работы, не связанные с этими производственными факторами (изоляция, воздушные завесы и т.п.).

Система мер безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, оборудования, технических средств и др.

 

промышленная безопасность опасных производственных объектов

– состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

авария

– разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

инцидент

– отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса; (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 №22-ФЗ).

 

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  • соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
  • соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
  • обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
  • иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
  • иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
  • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
    обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
  • обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки;
  • предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
    обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
  • разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;
  • заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
  • выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
    приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
  • осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
  • принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
  • анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
  • своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
  • принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
  • вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
  • представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

 

Работники опасного производственного объекта обязаны:

  • соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
    незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
  • в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Снижение вредного воздействия на окружающую среду и работников

Железнодорожный транспорт признан одним из наиболее экологически эффективных видов транспорта в мире.
В России экологические преимущества железнодорожных перевозок перед другими видами транспорта обеспечиваются в первую очередь широким использованием электрической тяги, которая исключает загрязнение атмосферного воздуха территорий, прилегающих к железным дорогам. На электрической тяге в ОАО «РЖД» перевозится более 85 % грузов и 80 % пассажиров.
Низкая эмиссионная составляющая выбросов загрязняющих веществ железнодорожного транспорта напрямую связана с энергетической эффективностью. Удельное потребление топливно-энергетических ресурсов на железнодорожном транспорте гораздо ниже, чем у автомобильного и авиационного транспорта. При одинаковом расходе энергетических ресурсов железнодорожным транспортом выполняется значительно больший объем перевозочной работы. Энергетическая эффективность железнодорожного транспорта в несколько раз выше автомобильного как в грузовых, так и в пассажирских перевозках.
Обеспечение прав граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду является одной из стратегических целей в программном документе развития железнодорожной отрасли России – «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»  (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р).
ОАО «РЖД» постоянно ищет пути эффективного использования всех видов ресурсов и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду. В настоящее время обеспечение экологической безопасности ОАО «РЖД» характеризуется устойчивой динамикой снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, в первую очередь, за счет реализации экологических программ, инвестиционных проектов и технического перевооружения, а также совершенствования действующей системы управления природоохранной деятельностью.
Главной целью ОАО «РЖД» в области экологии на период до 2017 года и перспективу до 2030 года остается сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Приоритетные целевые ориентиры на среднесрочную перспективу до 2017 года и перспективу до 2030 года установлены на основании анализа возможностей ОАО «РЖД» по обеспечению природоохранной деятельности в соответствии с тремя сценариями развития. Ресурсы, необходимые для выполнения мероприятий в рамках реализации Экологической стратегии, а также источники ресурсов определяются в соответствующей Программе реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД».

Приоритетными целевыми ориентирами Экологической стратегии на среднесрочную перспективу до 2017 года в рамках «оптимистичного», «консервативного» и «пессимистичного» сценариев развития являются:

В области охраны атмосферного воздуха:

  • снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения на 15 % в случае реализации «оптимистичного» сценария, на 10 % в случае реализации «консервативного» сценария и на 5 % в случае реализации «пессимистичного» сценария развития природоохранной деятельности относительно уровня 2012 года;
  • снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников загрязнения на 7 % в случае реализации «оптимистичного» сценария, на 5 % в случае реализации «консервативного» сценария и на 3 % в случае реализации «пессимистичного» сценария развития природоохранной деятельности относительно уровня 2012 года;
  • снижение годовой эмиссии парниковых газов на 5 % в случае реализации «оптимистичного» сценария, на 3 % в случае реализации «консервативного» сценария и на 0,5 %  в случае реализации «пессимистичного» сценария развития природоохранной деятельности относительно уровня 2012 года.

В области охраны водных ресурсов:

  • ликвидация сброса сточных вод без очистки в поверхностные водные объекты и на рельеф местности;
  • снижение сброса недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности на 15 % в случае реализации «оптимистичного» сценария, на 9 % в случае реализации «консервативного» сценария и на 5 % в случае реализации «пессимистичного» сценария развития природоохранной деятельности относительно уровня 2012 года.

В области обращения с отходами:

  • повышение уровня использования и обезвреживания отходов на 8 % в случае реализации «оптимистичного» сценария, на 6 % в случае реализации «консервативного» сценария и на 4 % в случае реализации «пессимистичного» сценария развития природоохранной деятельности относительно уровня использования и обезвреживания отходов 2012 года.

В области корпоративного управления природоохранной деятельностью:

  • внедрение единых корпоративных принципов и норм экологического управления в ОАО «РЖД», соответствующих российскому природоохранному законодательству, стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ISO 14001:2004), критериям рейтинга 500 экологически чистых компаний мира;
  • снижение риска возникновения аварийных ситуаций и повышение оперативности при ликвидации экологических последствий аварийных ситуаций;
  • обеспечение производственного экологического контроля, внедрение практики проведения экологических аудитов, совершенствование системы экологического страхования.

 

Профилактические мероприятия по безопасности производственных процессов и производственной санитарии

Безопасность производственных процессов обеспечивается:

  • выбором технологического процесса, приемов, режимов работы и порядка
    обслуживания производственного оборудования;
  • выбором производственных помещений и площадок; исходных материалов, заготовок и полуфабрикатов, а также способов их хранения и транспортирования (в том числе готовой продукции и отходов производства);
  • выбором производственного оборудования и его размещением;
  • распределением функций между человеком и оборудованием в целях ограничения тяжести труда.

Большое значение для обеспечения безопасности имеют профессиональный отбор и обучение работающих безопасным приемам труда, правильное применение ими средств защиты.
Производственные процессы должны быть пожаро- и взрывобезопасными.

Общие требования безопасности производственных процессов:

  • устранение непосредственного контакта работающих с вредными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное воздействие на человека;
  • применение комплексной механизации, автоматизации и дистанционного управления в тех случаях, когда действие ВПФ и ОПФ нельзя устранить;
  • обеспечение надлежащей герметизации производственного оборудования;
  • применение средств коллективной и индивидуальной защиты работающих;
  • оснащение технологических процессов устройствами, обеспечивающими своевременное получение информации о возникновении опасных и вредных производственных факторов на отдельных технологических операциях;
  • своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками ВПФ и ОПФ;
  • применение рациональных режимов труда и отдыха с целью предупреждения возникновения психофизиологических ОПФ и ВПФ (монотонности, гиподинамии и т.п.).

Безопасность технологических процессов достигается применением, наряду с другими мерами, инженерно-технических средств безопасности:

  • оградительные и предохранительные устройства;
  • сигнализация безопасности;
  • разрывы и габариты безопасности;
  • извещатели (датчики): пороговые, аналоговые и адресно-аналоговые, реагирующие на различные виды физического воздействия;
  • периметральные средства обнаружения;
  • приемно-контрольная аппаратура;
  • средства оповещения;
  • вспомогательное оборудование и др.

Сигнальные цвета, знаки и плакаты безопасности применяют для предупреждения работающих о возможной опасности, предписания или разрешения отдельных действий.

 

Действие локальных нормативных актов, содержащих нормы  трудового права в области охраны труда: особенности режима  рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных  категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, средства индивидуальной и  коллективной защиты, производственная санитария и др.