Пуск дизеля


Дизель можно запустить автоматически или вручную из любой кабины машиниста. Порядок опера­ций при пуске с пульта управления кабины № 1 следующий. Включают выключатель ВкБ и напряжение 96 В от аккумуля­торной батареи БА подается на электрические цепи. Блоки­ровочные ключи КБ1 и КБ2 устанавливают в положение «Ка­бина № 1». Контролируют положение рукоятки контроллера машиниста КМ, которая должна находиться на нулевой пози­ции. Затем включают выключатель АВ2 «Управление общее». При этом напряжение от зажимов 7/1—7 (+) по проводу 1243х2 через контакт4 ключа КБ1, контакт выключателя АВ2 и проводу 999 подается на неподвижные контакты контрол­лера КМ и далее через замкнутый на нулевой позиции кон­такт контроллера по проводам 1017 и 1020 — на кнопку КнЗ «Пуск дизеля».

Выключателем АВ4 «Топливный насос» включают контак­тор топливоподкачивающего насоса КТН. Питание на катуш­ку КТН подается по цепи:

  • зажим 7/1—7 (+),
  • провод 1243,
  • кон­такт 2 ключа КБ1,
  • выключатели АВ4 (1085, 1086) и ВкА (1086, 1087),
  • тумблеры Тбб (1089, 1090) пультов кабин № 2 и 1,
  • зажим 4/1—3,
  • контакт реле РУ6 (1121, 1124),
  • катушка КТН.

Контакт КТН (1536, 1537) замыкает цепь питания электродви­гателя ЭТН, который приводит во вращение топливоподкачивающий насос. Автоматический выключатель АВ11 «Топлив­ный насос», расположенный в высоковольтной камере, обес­печивает защиту цепи электродвигателя.

Автоматический пуск дизеля: нажимают и через небольшой промежуток времени отпускают кнопку КнЗ «Пуск дизеля». От нее получает питание катушка контактора КМН по цепи:

  • провода 1024 и 1025,
  • зажим 3/14—15,
  • контакт реле РУ42 (1030,1031),
  • контакт реле РУ15 (1036, 1032),
  • тумблер ТбЗ «Руч­ная прокачка масла»,
  • провода 1034 и 1035.

От кнопки КнЗ питание поступает, кроме того, на катушку реле времени РВЗ (по цепи: зажим 3/14—15, контакт РУ42, провода 1037 и 1039), а также на катушку реле РУ8 (по цепи: зажим 3/14—15, контакт РУ42, провод 1037, контакт КТН, провод 1038).

Силовой контакт КМН (1539, 1540) собирает цепь электро­двигателя ЭМН, приводящего во вращение маслопрокачива-ющий насос, что обеспечивает смазку узлов дизеля перед пуском. Вспомогательный контакт КМН (1128, 1129) замыкает цепь катушки реле времени РВ9, которое своим замыкающим контактом (1114, 1113) подготавливает цепь питания катуш­ки реле РУ6, а размыкающим (9П, 1117) разрывает цепь питания катушки контактора КРН. Прокачивание масла продол­жается в Течение 60 с под контролем реле времени РВЗ. Реле РУ8, включившись, одним контактом (1027, 1029) шунти­рует кнопку КнЗ «Пуск дизеля» (поэтому ее можно отпустить), а вторым — замыкает цепь катушки электромагнита регуля­тора дизеля (блок-магнита) МР6.

Питание на электромагнит МР6 подается от выключателя АВ4 «Топливный насос» по цепи:

  • выключатель АВ4,
  • контакт ВкА (1086, 1087),
  • тумблеры Тбб двух пультов управления,
  • за­жим 4/1—3,
  • провод 1121,
  • контакт РУ8,
  • провод 1115,
  • зажим 3/22,
  • контакт блокировки газового пожаротушения БГП (1105, 1107),
  • контакт реле РУ7,
  • провода 1108, 1109, 10Д.


Подача пи­тания на катушку электромагнита МР6 до включения пускового контактора КД, т.е. до просадки напряжения аккумуляторной батареи, обеспечивает надежное включение электромагнита и, следовательно, надежную подачу топлива при пуске дизеля.

Если масляная система исправна, то в процессе работы маслопрокачивающего насоса до истечения 60 с давление масла достигает величины уставки реле давления РДМЗ (0,5 кгс/см2) и оно замыкает свой контакт (20Д, 19Д) в цепи ка­тушки контактора пуска дизеля КД и вентиля ускорителя пуска ВУП, но пока эти аппараты не включаются. Через 60 с после нажатия кнопки КнЗ «Пуск дизеля» замыкается контакт реле времени РВЗ, и на катушки КД и ВУП подается питание по цепи:

  • кнопка КнЗ,
  • провода 1024, 1025 и 1030,
  • контакт РУ42,
  • провода 1037 и 1039,
  • контакт РВЗ,
  • провода 1047, 1050, 20Д,
  • контакт РДМЗ,
  • провода 19Д и 13Д,
  • контакт блокировки вало-поворотного устройства БВУ (замкнут, если валоповоротное устройство дизеля выключено),
  • провода 12Д, 1052,
  • зажим 3/21,
  • провода 1053, 1054, 1055 и 1056.

Вентиль ВУП подает воздух в сервомотор ускорителя пус­ка, который увеличивает подачу топлива на время пуска. Контактор КД подключает стартер-генератор СТГ к аккумуляторной батарее. Работая в режиме электродвигателя с последовательным возбуждением, стартер-генератор рас­кручивает коленчатый вал дизеля. Вспомогательный контакт КД (796, 797) замыкает цепь питания (от зажима 4/1—3) ка­тушки контактора КВВ. Включившись, контактор КВВ своим контактом (319, 330) подает напряжение на обмотку возбуждения возбудителя.

По мере увеличения частоты вращения вала дизеля увеличиваются величина и частота напряжения на зажимах возбудителя. Это напряжение поступает на вход блока задания возбуждения тягового генератора БЗВ, напряжение на выходе которого, как указывалось выше, пропорционально частоте напряжения, поданного на вход блока, т.е. частоте вращения коленчатого вала дизеля. К выходу блока БЗВ через замыкающий контакт реле РУ8 подключена катушка реле РУ10. При достижении напряжения на катушке 11 — 15 В, что со­ответствует частоте вращения вала дизеля 250 — 300 об/мин, реле РУ10 включается.

Контакт РУ10 замыкает цепь катушек реле управления РУ6 и РУ42, которые получают питание от выключателя АВ4 «Топ­ливный насос» по той же цепи, что и катушка электромагни­та МР6, а также параллельно через контакт реле РВ9. Вклю­чившись, реле РУ6 самоблокируется (шунтирует своим кон­тактом контакт РУ10). С этого момента начинается процесс отключения пусковых устройств. В дальнейшем реле РУ6 и РУ42 остаются включенными в течение всего времени работы дизеля и отключаются только при его остановке, тем самым исключая возможность включения пусковых аппаратов при работе дизеля.

Реле РУ42 своим контактом (1030, 1031) размыкает цепь питания катушек КМН, КД, ВУП, КВВ, РУ8, РВ1 и РВЗ, что при­водит к их отключению, азамыкающим контактом (1117, 1118) подготавливает к включению контактор регулятора напряже­ния КРН.

В результате отключения контакторов КМН и КД останав­ливается электродвигатель ЭМН маслопрокачивающего на­соса и отключается от аккумуляторной батареи стартер-генератор. Размыкается контакт реле РУ8 (1115, 1121), после чего питание катушек электромагнита МР6, а также реле РУ6 и РУ42 начинает осуществляться через контакты реле РДМ4, замкнувшиеся ранее при давлении масла 0,5 кгс/см2. Кон­такт РУ8 (провод 472) разрывает цепь питания катушки РУ10, и реле отключается.


Реле РУ6 выполняет следующие переключения в схеме пуска.

  • Контактом РУ6 (1121, 1124) обесточивает цепь питания катушки контактора КТН. Электродвигатель ЭТН топливо-подкачивающего насоса останавливается, а подача топлива в дальнейшем осуществляется от топливного насоса дизеля, имеющего механический привод.
  • Контактом РУ6 (провод 1008) замыкает цепь катушки реле РУ15, которая получает питание от выключателя АВ2 «Уп­равление общее» через контакт 10 КБ1, провод 1006, зажим 3/11—13, провод 1007, контакты реле РВ4 и РУ6. Включившись, реле РУ15 одним контактом самоблокируется (шунтирует контакт РУ6), а вторым (1036, 1032) — разрывает цепь питания катушки контактора КМН от кнопки КнЗ «Пуск дизеля».
    Двумя другими контактами реле РУ15 замыкает цепь пи­тания катушек реле времени РВ4 и контактора КМН от вык­лючателя АВ2 «Управление общее». Однако реле РВ4 и кон­тактор КМН не включаются, так как ранее в этих цепях разом­кнулись контакты реле РУ42 и РУ6. Указанные цепи теперь подготовлены для того, чтобы обеспечить автоматическое прокачивание масла после остановки дизеля.
  • Контактом РУ6 (1011, 1012) собирает цепь катушки вен­тиля отключения ряда топливных насосов ВТН. Питание по­дается по цепи: выключатель АВ2 «Управление общее», кон­такт 10 КБ1, провод 1008, зажим 3/11—13, контакты реле РУ6, РУ4 и контактора КВГ, провода 1013, 1014 и 1016. Включение вентиля ВТН обеспечивает отключение одного ряда топливных насосов, что необходимо для устойчивой работы дизеля на холостом ходу и, кроме того, позволяет уменьшить расход топлива.

При отключении контактора КМН размыкается его контакт (1128, 1129) в цепи катушки реле времени РВ9. Отключив­шись, реле РВ9 через 4 с размыкает свой контакт (1114, 1113) в цепи катушки реле РУ6 и замыкает контакт (9П, 1117) в цепи катушки контактора КРН. Теперь питание на катушки реле РУ6 и РУ42 подается только через контакты реле защи­ты по давлению масла РДМ4 (25Д, 26Д),

После включения контактора КРН размыкается его кон­такт (1544, 1545), шунтировавший независимую обмотку возбуждения стартер-генератора с целью исключения прохож­дения импульсов высокого напряжения от этой обмотки на регулятор напряжения. Силовой контакт КРН (1563, 1564) подает питание на регулятор напряжения АРН. Стартер-генератор СТГ, обмотка возбуждения которого получает питание от регулятора напряжения АРН, начинает работать в режиме генератора, обеспечивая подзаряд аккумуляторной батареи и питание остальных цепей напряжением 110 В. На этом процесс пуска дизеля заканчивается.

Если после пуска дизеля контроллер машиниста КМ переводят на первую и последующие позиции при отключен­ной нагрузке, то на первой позиции вентиль ВТН остается во включенном положении, и дизель работает с отключенным рядом топливных насосов. На второй позиции включается реле РУ4 и контактом (1011, 1012) разрывает цепь питания катушки ВТН. Поэтому на позициях 2 — 15 включены все топливные насосы дизеля. При работе под нагрузкой на первой позиции контроллера машиниста включается контак­тор КВГ и своим контактом (1012, 1013) отключает вентиль ВТН, в результате чего (уже на первой позиции) вступают в работу все топливные насосы.

По условиям надежной работы необходимо ограничить время работы стартер-генератора и аккумуляторной батареи в пусковом режиме. Для этого предусмотрено реле време­ни РВ1, настроенное на выдержку времени 12 с. Оно вклю­чается при замыкании контакта реле времени РВЗ (1039, 1047) одновременно с контактором КД. Если пуск оказался неудачным или удачным, но по какой-то причине не срабо­тало реле контроля пуска РУ10, то по истечении 12 с замыкается контакт реле времени РВ1 (1110, 1111) в цепи катушек реле РУ6 и РУ42. Включившись, реле РУб и РУ42 обес­печивают отключение всех аппаратов, участвовавших в пуске (описано выше).

В случае неисправности топливоподкачивающего насоса, имеющего механический привод от дизеля, можно оставить насос, приводимый от электродвигателя ЭТИ. Для этого включают тумблер Тб5 «Резервный топливный насос», контакт (1122, 1123) которого шунтирует контакт реле РУ6 в цепи катушки контактора топливного насоса КТН, благодаря чему последний после окончания пуска остается во включенном положении. Второй контакт тумблера Тб5 (1122, 860) пода­ет напряжение на сигнальную лампу ЛС7 «Резервный топливный насос», установленную на пульте машиниста.

Ручной пуск дизеля выполняют в тех случаях, когда неисправно реле РУ8 или цепи, от которых зависит его ра­бота. Чтобы осуществить ручной пуск, нажимают кнопку КнЗ «Пуск дизеля» и удерживают ее в нажатом состоянии до тех пор, пока не произойдет пуск.

Прокручивание коленчатого вала дизеля производят при отключенном выключателе АВ4 «Топливный насос» ана­логично ручному пуску. Продолжительность прокручивания определяется временем нажатия кнопки КнЗ «Пуск дизеля».