Приведение тепловоза в движение


Реверсивную рукоятку контроллера машиниста КМ устанавливают в требуемое положение «Вперед» или «Назад» (примем, что рукоятка в положении «Вперед»).

Включают на пульте управления выключатель АВ1 «Управление тепловозом» и переводят главную рукоятку контроллера на 1-ю позицию. При этом получает питание катушка электропневматического вентиля Р (вперед) реверсора Р по цепи:

  • выключатель АВ2 «Управление общее»,
  • провода 1003 и 999,
  • контакты контроллера КМ,
  • провода 700 и 950,
  • выключатель АВ1 «Управление тепловозом»,
  • провода 701 и 702,
  • контакт устройства блокировки тормоза УБТ,
  • контакт электропневматического клапана автостопа ЭПКА,
  • провода 705, 706 и 708, контакт реле РУ9,
  • провода 709 и 710,
  • контакт 20 блокировочного ключа КБ1,
  • контакт реверсивной рукоятки контроллера КМ,
  • провода 716, 717 и 719.

Кулачковый вал реверсора поворачивается и замыкает силовые контакты Р в цепях тяговых двигателей и блокировочный контакт Р (720, 721) в цепи управления (на схеме все перечисленные контакты Р показаны в замкнутом положении).

Через замкнувшийся контакт Р (720, 721) получает пита­ние катушка реле времени РВ2 по цепи:

  • провода 727 и 746,
  • контакт 2 переключателя нагружения ПН,
  • провод 748,
  • контакты:
    • тормозного переключателя ТП и тормозного контактора КГ,
    • реле экстренного торможения РУ27,
    • реле защит РУЗ, РУ2, РУ5, РМ2 и РЗ,
    • блокировок дверей высоковольтной камеры БД1 — БД4,
    • блокировки газового огнетушителя БГП,
    • блоки­ровок дверей выпрямительной установки БД5 и БД6;
  • провод 772,
  • зажим 2/10,
  • провод 773,
  • контакт реле блокировки первой позиции РУ4,
  • провода 775 и 776.

Реле РВ2 без выдержки времени замыкает свой контакт (801, 802) в цепи катушек поездных контакторов КП1 — КП6. Последние получают питание от выключателя АВ4 «Топливный насос» по цепи:

  • контакты выключателя ВкА и тумблеров Тбб,
  • зажим 4/1—3,
  • провод 799,
  • контакт 8 переключателя ПН,
  • блокировка нагружения БН,
  • контакт реле РВ2,
  • контакты отключателей тяговых двигателей ОМ1 — ОМ6.

Включившись, контакторы КП1 —КП6 силовыми контакта­ми подключают тяговые двигатели ЭТ1 — ЭТ6 к выпрями­тельной установке ВУ, а блокировочными контактами (777, 790) замыкают цепь питания катушки контактора возбужде­ния КВГ. Контактор КВГ одним контактом (304, 305) подключает обмотку возбуждения тягового генератора Г к блоку возбуждения БВГ, а другим контактом (1415, 1416) замыкает цепь стабилизатора напряжения, от которого получает пита­ние блок управления возбуждением БУВ.

Ток протекает по цепи:

  • предохранитель ПР4 (+110 В),
  • про­вода 1410 и 1415,
  • контакт контактора КВГ,
  • контакты реле РУ29, РУ24 и РУ20,
  • провод 406,
  • балластный резистор Rp1,
  • стабилит­роны СТ1 и СТ2,
  • провода 402, 400 и 208,
  • контакт разъединителя цепей РЦ2,
  • зажим 1/1—6 («минус»).

Балластный резистор Rp1 и стабилитроны СТ1 и СТ2 представляют собой стабилизатор напряжения, к которому проводами 401 и 403 подключен блок БУВ. Вторым контактом (814, 815) контактор КВГ подает питание на катушку контактора КВВ. Контактор КВВ, включившись, одним контактом (319, 330) замыкает цепь питания обмотки возбуждения возбудителя В от источника НОВ, а другим контактом (774, 775) шунтирует контакты реле блокировки первой позиции РУ4.

После включения контакторов КВГ и КВВ система автома­тического регулирования (CAP) возбуждает тяговый генера­тор. На его зажимах появляется напряжение, тяговые двигатели начинают вращаться, и тепловоз приводится в движение. Режим движения локомотива регулируют перемещением рукоятки контроллера машиниста, т.е. изменением частоты вращения коленчатого вала и мощности дизеля. При этом параметры дизеля и электропередачи регулируются автоматически регулятором дизеля и CAP тягового генератора.

Для снятия нагрузки рукоятку контроллера машиниста КМ переводят на нулевую позицию. Контактами контроллера прерывается цепь питания катушек РВ2, КВГ и КВВ. Контак­торы КВГ и КВВ отключаются, разрывая цепи возбуждения тягового генератора. С этого момента ток в цепи тяговых двигателей начинает быстро уменьшаться. Через 2 с размы­кается контакт РВ2 (801, 802) в цепи катушек поездных кон­такторов КП1 —КП6, и контакторы выключаются. Благодаря выдержке времени реле РВ2 контакты КП1 — КП6 размыкаются при небольших токах в силовых цепях, что предохраняет их от повреждения электрической дугой.