Реверсивную рукоятку контроллера машиниста КМ устанавливают в требуемое положение «Вперед» или «Назад» (примем, что рукоятка в положении «Вперед»).
Включают на пульте управления выключатель АВ1 «Управление тепловозом» и переводят главную рукоятку контроллера на 1-ю позицию. При этом получает питание катушка электропневматического вентиля Р (вперед) реверсора Р по цепи:
- выключатель АВ2 «Управление общее»,
- провода 1003 и 999,
- контакты контроллера КМ,
- провода 700 и 950,
- выключатель АВ1 «Управление тепловозом»,
- провода 701 и 702,
- контакт устройства блокировки тормоза УБТ,
- контакт электропневматического клапана автостопа ЭПКА,
- провода 705, 706 и 708, контакт реле РУ9,
- провода 709 и 710,
- контакт 20 блокировочного ключа КБ1,
- контакт реверсивной рукоятки контроллера КМ,
- провода 716, 717 и 719.
Кулачковый вал реверсора поворачивается и замыкает силовые контакты Р в цепях тяговых двигателей и блокировочный контакт Р (720, 721) в цепи управления (на схеме все перечисленные контакты Р показаны в замкнутом положении).
Через замкнувшийся контакт Р (720, 721) получает питание катушка реле времени РВ2 по цепи:
- провода 727 и 746,
- контакт 2 переключателя нагружения ПН,
- провод 748,
- контакты:
- тормозного переключателя ТП и тормозного контактора КГ,
- реле экстренного торможения РУ27,
- реле защит РУЗ, РУ2, РУ5, РМ2 и РЗ,
- блокировок дверей высоковольтной камеры БД1 — БД4,
- блокировки газового огнетушителя БГП,
- блокировок дверей выпрямительной установки БД5 и БД6;
- провод 772,
- зажим 2/10,
- провод 773,
- контакт реле блокировки первой позиции РУ4,
- провода 775 и 776.
Реле РВ2 без выдержки времени замыкает свой контакт (801, 802) в цепи катушек поездных контакторов КП1 — КП6. Последние получают питание от выключателя АВ4 «Топливный насос» по цепи:
- контакты выключателя ВкА и тумблеров Тбб,
- зажим 4/1—3,
- провод 799,
- контакт 8 переключателя ПН,
- блокировка нагружения БН,
- контакт реле РВ2,
- контакты отключателей тяговых двигателей ОМ1 — ОМ6.
Включившись, контакторы КП1 —КП6 силовыми контактами подключают тяговые двигатели ЭТ1 — ЭТ6 к выпрямительной установке ВУ, а блокировочными контактами (777, 790) замыкают цепь питания катушки контактора возбуждения КВГ. Контактор КВГ одним контактом (304, 305) подключает обмотку возбуждения тягового генератора Г к блоку возбуждения БВГ, а другим контактом (1415, 1416) замыкает цепь стабилизатора напряжения, от которого получает питание блок управления возбуждением БУВ.
Ток протекает по цепи:
- предохранитель ПР4 (+110 В),
- провода 1410 и 1415,
- контакт контактора КВГ,
- контакты реле РУ29, РУ24 и РУ20,
- провод 406,
- балластный резистор Rp1,
- стабилитроны СТ1 и СТ2,
- провода 402, 400 и 208,
- контакт разъединителя цепей РЦ2,
- зажим 1/1—6 («минус»).
Балластный резистор Rp1 и стабилитроны СТ1 и СТ2 представляют собой стабилизатор напряжения, к которому проводами 401 и 403 подключен блок БУВ. Вторым контактом (814, 815) контактор КВГ подает питание на катушку контактора КВВ. Контактор КВВ, включившись, одним контактом (319, 330) замыкает цепь питания обмотки возбуждения возбудителя В от источника НОВ, а другим контактом (774, 775) шунтирует контакты реле блокировки первой позиции РУ4.
После включения контакторов КВГ и КВВ система автоматического регулирования (CAP) возбуждает тяговый генератор. На его зажимах появляется напряжение, тяговые двигатели начинают вращаться, и тепловоз приводится в движение. Режим движения локомотива регулируют перемещением рукоятки контроллера машиниста, т.е. изменением частоты вращения коленчатого вала и мощности дизеля. При этом параметры дизеля и электропередачи регулируются автоматически регулятором дизеля и CAP тягового генератора.
Для снятия нагрузки рукоятку контроллера машиниста КМ переводят на нулевую позицию. Контактами контроллера прерывается цепь питания катушек РВ2, КВГ и КВВ. Контакторы КВГ и КВВ отключаются, разрывая цепи возбуждения тягового генератора. С этого момента ток в цепи тяговых двигателей начинает быстро уменьшаться. Через 2 с размыкается контакт РВ2 (801, 802) в цепи катушек поездных контакторов КП1 —КП6, и контакторы выключаются. Благодаря выдержке времени реле РВ2 контакты КП1 — КП6 размыкаются при небольших токах в силовых цепях, что предохраняет их от повреждения электрической дугой.