Осевой вентилятор (рис.1), спроектированный на базе вентилятора К-42, выполнен по схеме: направляющий аппарат 2, рабочее колесо 1 и спрямляющий аппарат 4. Относительный диаметр втулки колеса 0,6. Частота вращения вентилятора 2890 об/мин при частоте вращения вала дизеля 1000 об/мин.
Рис. 1 Вентилятор осевой:
1 — рабочее колесо; 2 — направляющий аппарат; 3 — поворотное устройство; 4 — спрямляющий аппарат; 5 — ведущий вал; 6 — щуп; 7 — масляный насос; 8 — редуктор угловой; 9 — каналы смазки подшипников; 10 — ведомый вал с шестерней; 11 — коллектор.
На входе в вентилятор установлен коллектор 11, отлитый из алюминия марки AЛ5. Забор отфильтрованного воздух производится шестнадцатью лопатками рабочего колеса вентилятора. Диск и лопатки рабочего колеса изготовлены из алюминиевого сплава марки АК6. Лопатки профилированные, крепление их к диску при помощи «ласточкина хвоста». Угол установки лопаток 40°. Рабочее колесо проходит динамическую балансировку.
Лопатки направляющего аппарата (13 шт.) изготовлены с поворотными закрылками. Изменением угла установки закрылков можно регулировать напор и производительность вентилятора. Невращающаяся часть лопатки выполнена за одно целое с литым алюминиевым корпусом вентилятора. Поворотная часть изготовлена из пенопласта ВЛ-1. Поворот лопаток направляющего аппарата осуществляется вручную поворотным устройством 3. Переводя ручку рычага вправо, кольцо поворачивается влево, одновременно опускается вниз по наклонным направляющим и поворачивает лопатку на определенный угол.
Спрямляющий аппарат 4, имеющий 15 лопаток с углом установки их 75°, сварен из листовой стали.
Редуктор угловой 8 вмонтирован в литой алюминиевый корпус вентилятора, являющийся одновременно его проточной частью. Частота вращения ведущего вала 1000 об/мин. Конические шестерни редуктора изготовлены из стали марки 12ХНЗА с цементацией поверхности зубьев. Угол наклона зуба в середине зубчатого венца 35°. Число зубьев ведущей шестерни 52, ведомой 18. Передаточное отношение редуктора 2,89.
Ведущий вал 5 вращается в двух роликовых подшипниках 32518 (ГОСТ 8328—57), посаженных в общий стакан. Осевую нагрузку воспринимает шариковый подшипник 318 (ГОСТ 8338—57).
Ведомый вал 10 выполнен за одно целое с шестерней. Он вращается в двух роликовых подшипниках 32317 (ГОСТ 8328—57). Осевую нагрузку ведомого вала воспринимает шариковый подшипник 317 (ГОСТ 8338—57). Все три подшипника посажены в общий стакан.
Смазка редуктора принудительная. От ведущего вала редуктора приводится во вращение масляный насос лопастного типа (рис. 2), вмонтированный в корпус вентилятора. Масло из картера редуктора через сетчатый фильтр по каналам в корпусе подается через сопла к подшипниковым узлам и шестерням. Уровень масла в картере определяется по щупу.
Вращение вентилятору передается через муфту, гибким элементом которой является резинокордовая оболочка.
Рис. 2 Насос масляный осевого вентилятора:
1 — корпус; 2 — вал; 3 — лопасть