Насос (рис. 65) шестеренного типа обеспечивает предварительную прокачку масла перед пуском и во время пуска дизеля, в результате чего масло поступает в объединенный регулятор и ко всем трущимся деталям. Подача маслопрокачивающего насоса составляет 4300 л/ч (1,2 л/с). Привод насоса осуществляет электродвигатель постоянного тока мощностью 1 кВт, получающий энергию от аккумуляторной батареи тепловоза. Электродвигатель в сборе с насосом установлен на кронштейне, приваренном к раме дизеля с левой стороны.
Насос имеет литой чугунный корпус 11, в котором установлены две стальные цилиндрические прямозубые шестерни (г=10). Ведущая шестерня 10 укреплена на валу 8 при помощи шпонки 19, а ведомая шестерня 4 напрессована на вал 6. Подшипниками для валов 6 п 8 служат бронзовые втулки 9, запрессованные в расточки передней 7 и задней 3 крышек.
Обе крышки отлиты из чугуна и прижаты к корпусу шестью шпильками, причем две короткие шпильки 5 ввернуты в заднюю крышку 3, а четыре длинные шпильки 18 одновременно используются для крепления насоса к электродвигателю. Точность сборки насоса обеспечивают за счет двух цилиндрических штифтов диаметром 8 мм, запрессованных в корпус 11. Между крышками 3 и 7 и корпусом 11 ставят бумажные прокладки.
Уплотнение вала ведущей шестерни обеспечивается сальником 13, установленным за задним втулочным подшипником. Кроме того, масло, просочившееся через этот подшипник, отсасывается по радиальному б и продольному а каналам вала 8. На конце этого вала при помощи шпонки 14 укреплена полумуфта 15, имеющая два выступа. Полу муфта 15 через резиновую проставку (звездочку) 16 соединена с другой полумуфтой 17, укрепленной на валу 22 якоря электродвигателя посредством шпонки 21. Насос прикреплен к электродвигателю 23 при помощи двух дисков 1 и 12, соединенных между собой двумя приварными ребрами 2. Шпильки 18, проходящие через корпус и обе крышки, ввертывают в передний диск 12. Задний диск 1 прикреплен болтами 20 к подшипниковому щиту электродвигателя.
Рис. 65 Маслопрокачивающий насос:
1, 12 — задний и передний диски; 2 — ребро; 3, 7 — задняя и передняя крышки; 4, 10 — ведомая и ведущая шестерни; 5, 18 — шпильки; 6,8 — валы ведомой и ведущей шестерен; 9 — втулочный подшипник; 11 — корпус; 13 — сальник; 14, 19, 21 — шпонки; 15, 17 — полумуфты; 16 — резиновая проставка; 20 — болт; 22 — вал якоря; 23 — электродвигатель; а, б — продольный и радиальный каналы