По способу создания тормозной силы различают два вида тормозов – фрикционные и динамические.
- Фрикционные тормоза – тормозная сила создается трением. К ним относятся:
- колодочный;
- дисковый;
- магнитно-рельсовый.
- Динамические:
- электрические;
- реверсивные.
Реверсивные – принцип действия основан на изменении направлении движения.
Электромагнитно-рельсовые применяются на скоростных участках. В случае торможения под действием электромагнитного поля осуществляется прижатие башмаков к рельсам.
Фрикционные – работают на принципе трения. Если прижатие осуществляется силой сжатого воздуха, тормоз называется — воздушным, усилием человека — ручным.
При электропневматическом тормозе колодки прижимаются к колесу воздухом, а управляются посредством электрического тока.
Автоматический тормоз – при разъединении рукавов тормоза срабатывают независимо от действий машиниста.
Неавтоматические – при разъединении рукавов тормоза не срабатывают.
Прямодействующие – при торможении, если есть утечка в тормозных цилиндрах, они будут пополняться из запасного резервуара.
Не прямодействующие или истощимые – в процессе торможения, тормозные цилиндры не имеют сообщения с запасным резервуаром и при утечке из т.ц. не будет пополнения.