IV. Порядок действий комиссии ОАО «РЖД» на месте нарушения безопасности движения


16. Место нарушения безопасности движения осматривается на предмет наличия признаков несанкционированного вмешательства в функционирование объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» и железнодорожного подвижного состава, наложения посторонних предметов на железнодорожный путь и его расшивки, разборки рельсовых скреплений, пропажи деталей железнодорожного подвижного состава, элементов верхнего строения пути, других предметов, груза или его отдельных частей, средств крепления груза.

17. Работники ОАО «РЖД», оказавшиеся непосредственными участниками нарушения безопасности движения, могут направляться на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в порядке, установленном Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

18. На месте нарушения безопасности движения и в ходе расследования осуществляются следующие действия:

  • определяются время и скорость железнодорожного подвижного состава, при которой допущено нарушение безопасности движения, режимы управления, торможения и тормозной путь;
  • фиксируются погодные условия на момент возникновения нарушения безопасности движения;
  • снимаются показания с приборов регистрации, расшифровываются служебные переговоры, имеющие отношение к допущенному нарушению безопасности движения;
  • изымаются скоростемерная лента (накопитель информации систем регистрации параметров движения поезда), ленты путеизмерительных и файлы регистрации дефектоскопных средств, натурный лист поезда, перевозочные документы, справка об обеспечении поезда тормозами и их действии, бланк предупреждения об ограничении скорости движения, маршрутный лист машиниста и журнал технического состояния локомотива, моторвагонного подвижного состава или специального железнодорожного подвижного состава;
  • собираются данные о плане и профиле пути, других параметрах, характеризующих состояние железнодорожного пути по результатам его последней проверки вагонами-путеизмерителями (путеизмерительными тележками), вагонами-дефектоскопами (дефектоскопными тележками) и на основании записей в книгах форм ПУ-28 и ПУ-29, о железнодорожном подвижном составе, причастном к нарушению безопасности движения (год изготовления, дата и место проведения всех видов ремонта включительно до капитального, причины, вызвавшие ремонт, а также параметры ходовых частей и автосцепных устройств после выпуска из ремонта и в эксплуатации, состояние его тормозного оборудования, при наличии перекос кузова и смещение груза), письменные объяснения работников ОАО «РЖД», непосредственно причастных к случившемуся, а также свидетелей (при необходимости — с использованием аудио- и видеозаписи);
  • проводятся контрольные проверки работы тормозов поезда, устройств радиосвязи и приборов безопасности на локомотиве, значения и видимости сигналов, состояния и работы устройств автоматики и телемеханики, связи, электрификации и электроснабжения, технической и технологической документации каждого хозяйства, причастного к нарушению безопасности движения, на ее соответствие установленным требованиям, расчеты схемы размещения и крепления груза или эскиза погрузки, а также средств крепления груза, измерения изломанных деталей (рельсов, осевой шейки колесной пары, оси железнодорожного подвижного состава, других деталей, груза или его отдельных частей), ручные промеры пути при наличии схода железнодорожного подвижного состава, в ходе которых контролируется ширина колеи и положение пути по уровню (через 1 м пути на длине участка 100 м перед местом схода и на расстоянии 50 м за местом схода), снимаются оттиски с мест их клеймения, делаются эскизы с изломанных частей, замеряется боковой износ рельсов (с шагом 1 м в зоне предполагаемого схода и на расстоянии 100 м перед местом схода), если имело место перекатывание колеса через головку рельса, измеряется стрела изгиба от хорды (длиной 20 м или 10 м с шагом 2 м по 100 м в обе стороны от места схода);
  • производятся видео- или фотосъемка общего вида последствий нарушения безопасности движения, в том числе при наличии следов схода железнодорожного подвижного состава с рельсов (с указанием их координат), повреждений железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», положения деталей и узлов железнодорожного подвижного состава, средств крепления грузов, деталей и механизмов, обнаруженных посторонних предметов, контрольное взвешивание грузов, выписки из установленных учетно-отчетных форм об использовании железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», которые могут иметь значение для выявления причины возникновения нарушения безопасности движения, а также извлечения из правил, инструкций, регламентов и других нормативных документов;
  • составляются схемы повреждений пути и расположения железнодорожного подвижного состава, следов его схода с рельсов с привязкой к километру и пикетам, начала схода и места остановки железнодорожного подвижного состава, расположения обнаруженных посторонних предметов, изломанных деталей, положений деталей железнодорожного подвижного состава и схема фактического формирования поезда, акты осмотра места нарушения безопасности движения, технического состояния железнодорожного подвижного состава, в том числе не сошедшего с рельсов (технического состояния тормозной магистрали, ходовых частей, наличия характерных повреждений на поверхности катания колесных пар и другое), объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» (параметры пути, устройств автоматики и телемеханики, связи, электрификации и электроснабжения), размещения, крепления и состояния груза, имеющие значение для выявления причины нарушения безопасности движения, состояния и работы технических средств безопасности движения, имеющих отношение к его возникновению;
  • осуществляются иные действия, необходимые для выявления причины возникновения нарушения безопасности движения.

Все акты, схемы, фотоснимки, видеозаписи, эскизы, результаты проведенных экспериментов, расчетов, исследований и другие документы составляются и подписываются работниками ОАО «РЖД», непосредственно привлеченными к расследованию по указанию (поручению) председателя комиссии ОАО «РЖД».

Указанные в настоящем пункте действия осуществляются при необходимости для каждого нарушения безопасности движения.


19. Руководители структурных подразделений региональных дирекций функциональных филиалов ОАО «РЖД», причастных к допущенному нарушению безопасности движения, в течение всего периода расследования обеспечивают сохранность элементов верхнего строения пути, деталей железнодорожного подвижного состава, предметов груза и средств их крепления, лент скоростемера (файлов накопителя информации систем регистрации параметров движения поезда), лент или файлов регистраторов вагонов-путеизмерителей (путеизмерительных тележек), вагонов-дефектоскопов (дефектоскопных тележек), перевозочных документов на груз, записей видеонаблюдения и регистраторов переговоров, других предметов и документов, которые могут иметь значение для выявления причины возникновения нарушения безопасности движения. Решение о сроке их дальнейшего хранения и необходимости направления их на экспертизу принимает председатель комиссии ОАО «РЖД».

20. Результаты работы комиссии ОАО «РЖД» оформляются техническим заключением, которое должно содержать следующую информацию о нарушении безопасности движения:

  • обстоятельства: дата, время и место (железная дорога, регион, участок, перегон или станция, номер пути или стрелочного перевода, иная информация, идентифицирующая место нарушения безопасности движения);
  • сведения об участниках: серия и номер тягового подвижного состава, скорость на момент возникновения нарушения безопасности, вес и номер поезда, количество осей, количество вагонов, должности и фамилии лиц, причастных к нарушению безопасности движения, их время работы и отдыха, причастные функциональные филиалы ОАО «РЖД» и их структурные подразделения и др.;
  • характеристика места: число главных путей, профиль и план пути, средства сигнализации и связи, наличие контактной сети, соответствие габариту и др.;
  • погодные условия: светло, темно, ясно, туман, гололед, снег, дождь, ветер, температура воздуха, возможные сопутствующие стихийные бедствия — сейсмическая активность, наводнение, снежная лавина, сель и др.;
  • характеристика пути: рельсы, шпалы, скрепления, балласт, план и профиль, тип и марка стрелочного перевода, балловая оценка состояния пути и др.;
  • результаты осмотра места: повреждения, нанесенные железнодорожному подвижному составу и объектам инфраструктуры ОАО «РЖД», исправность оборудования, видимость сигналов, обеспеченность поезда тормозами, правильность формирования поезда и оформления поездной документации, оценка действий или бездействия участников нарушения безопасности движения и др.;
  • результаты проведенных экспериментов, исследований и расчетов в случае их проведения;
  • последствия: количество погибших или пострадавших, количество поврежденных единиц железнодорожного подвижного состава, в том числе в сходе, количество поврежденных объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» (путей, стрелочных переводов, устройств электрификации и электроснабжения, автоматики, телемеханики и связи и др.), состояние груза, наличие перерыва в движении поездов, нанесение вреда экологии;
  • перечень нормативных документов с указанием конкретных нарушений;
  • выводы комиссии ОАО «РЖД»: обстоятельства, классификация, причина возникновения нарушения безопасности движения и причинно-следственные связи его возникновения.

21. Техническое заключение, оформленное в соответствии с Методическими рекомендациями по написанию технических заключений при расследовании нарушений безопасности движения, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 16 июля 2012 г. N 1396р, подписывается председателем и членами комиссии ОАО «РЖД», указанными в соответствующем оперативном приказе, не позднее:

а) 7 суток с даты возникновения следующих нарушений безопасности движения:

  • крушение;
  • авария;
  • происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны, нанесших ущерб жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей природной среде), приведшие к чрезвычайным ситуациям межрегионального и федерального характера, определяемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;


б) 5 суток с даты возникновения следующих нарушений безопасности движения:

  • столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне и железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, не имеющие последствий крушения или аварии;
  • затопление, пожар, нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры, вызвавшие полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более;
  • происшествие, связанное с несанкционированным движением по железнодорожным путям автотракторной техники, или столкновение железнодорожного подвижного состава с автотракторной техникой вне установленного железнодорожного переезда, не имеющие последствий крушения или аварии;
  • столкновение железнодорожного подвижного состава с транспортным средством на железнодорожном переезде, не имеющее последствий крушения или аварии;
  • происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны, нанесших ущерб жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей природной среде), приведшие к чрезвычайным ситуациям локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера, определяемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

в) 3 суток с даты возникновения следующих нарушений безопасности движения:

  • прием или отправление поезда по неготовому маршруту;
  • перевод стрелки под железнодорожным подвижным составом;
  • отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования;
  • отмена отправления пассажирского поезда с железнодорожной станции отправления или высадка пассажиров из поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за технической неисправности железнодорожного подвижного состава;
  • повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной железнодорожной станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива;
  • отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;
  • излом рельса под железнодорожным подвижным составом;
  • саморасцеп автосцепок в поездах;
  • отцепка вагона от грузового поезда в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс;
  • отцепка вагона от поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за нарушения технических условий погрузки грузов, багажа или грузобагажа;
  • обрыв автосцепки железнодорожного подвижного состава;
  • падение на железнодорожный путь деталей железнодорожного подвижного состава;
  • наезд железнодорожного подвижного состава на механизмы, оборудование и посторонние предметы (объекты);
  • несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон;
  • проезд железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала светофора или предельного столбика;
  • прием поезда на занятый железнодорожный путь;
  • отправление поезда на занятый перегон;
  • развал груза в пути следования, который может угрожать безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
  • излом (обрыв) литых деталей железнодорожного подвижного состава (оси, осевой шейки или колеса, боковой рамы, надрессорной балки, хребтовой балки);
  • ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью.

Члены комиссии, несогласные с выводами, сделанными в техническом заключении, могут изложить и заверить подписями свое особое мнение. В этом случае председатель комиссии составляет комментарий к особому мнению, который вместе с особым мнением прилагается к техническому заключению.