I. Общие требования охраны труда (экипировка локомотивов)

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, других нормативных актов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда при экипировке локомотивов топливом, смазкой, маслом, охлаждающей водой, песком.

1.2. На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях ОАО «РЖД» разрабатываются инструкции по охране труда при экипировке локомотивов с учетом местных условий и специфики деятельности.

1.3. К работам по экипировке локомотивов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, инструктажи и обучение по охране труда, пожарной безопасности, стажировку, проверку знаний по охране труда, правил пожарной безопасности, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям.
Вновь принимаемые на работу работники, производящие экипировку локомотивов (далее — работники), должны быть ознакомлены с действиями при возникновении несчастного случая и оказанию первой помощи пострадавшим при вводном инструктаже.
Работники, впервые принятые на работу, или переведенные из других структурных подразделений с существенным изменением характера работы, должны пройти обучение для работников, впервые приступающих к работе в зимних условиях.

1.4. В процессе работы работник должен проходить обязательные периодические медицинские осмотры, в установленном порядке инструктажи и обучение по охране труда, пожарно-техническому минимуму, оказанию первой помощи пострадавшим, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, норм и правил работы в электроустановках.

1.5. Работник, обслуживающий локомотивы на путях с действующей контактной сетью, должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV.

1.6. Работник должен знать в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям:

  • конструкцию и назначение экипировочных устройств локомотивов;
  • расположение на локомотиве трубопроводов, задвижек и других устройств для заправки топливом, смазочными материалами, охлаждающей водой и песком;
  • воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы и меры защиты от их воздействия;
  • правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов, негабаритные места в зоне выполнения работ;
  • безопасные приемы выполнения работ;
  • способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве;
  • место хранения аптечки первой помощи;
  • места расположения первичных средств пожаротушения и сигналы оповещения при пожаре;
  • требования производственной санитарии, электробезопасности, пожарной безопасности;
  • требования настоящей Инструкции.


1.7. В процессе работы на работника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

  • движущийся подвижной состав;
  • движущиеся транспортные средства;
  • движущиеся машины, механизмы;
  • подвижные части насосного, сливного, подъемно-транспортного и другого оборудования;
  • падающие с высоты предметы и инструмент;
  • повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • повышенные уровни шума и вибрации насосного и компрессорного оборудования;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
  • повышенная и пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны при работе на открытом воздухе;
  • химические факторы, воздействующие на организм человека через дыхательные пути, пищеварительную систему и кожный покров;
  • физические перегрузки;
  • работы на высоте.
    • К работе на высоте относятся работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2м от неогражденных перепадов высотой 1,3м и более от поверхности земли, пола, платформы, площадки, над которыми производятся работы. (Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте ПОТ РМ-012-2000).

1.8. В процессе работы работник обязан:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • руководствоваться требованиями по выполнению режимов труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • соблюдать требования технологических процессов и применять безопасные приемы труда;
  • содержать в чистоте рабочее место, не допускать его загромождения деталями, приспособлениями и инструментом;
  • обтирочный и другие материалы, негодные для дальнейшего использования, складывать только в предназначенные для их сбора емкости (тару) для последующей утилизации;
  • содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, оборудование, приспособления, средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ);
  • выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, водителями транспортных средств и крановщиками грузоподъемных кранов;
  • подниматься на крышу локомотива только в специально оборудованных местах;
  • следить за передвижением единиц подвижного состава, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта;
  • при выполнении работ, связанных с вредными и опасными производственными факторами использовать средства индивидуальной защиты;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
  • соблюдать требования настоящей Инструкции.

1.9. При возникновении пожаровзрывоопасной аварийной ситуации работники могут подвергаться воздействию опасных факторов взрыва и пожара.

1.10. В соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 N 582Н, работник должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты:

  • по заправке смазкой и маслом локомотивов:
    • костюм «Механик-Л»;
    • ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;
    • перчатки с полимерным покрытием;
    • фартук из прорезиненной ткани;
    • очки защитные закрытые или щиток защитный лицевой;
    • нарукавники из полимерных материалов;
  • по сушке и подаче песка на локомотивы:
    • комбинезон для защиты от нетоксичной пыли в комплекте со шлемом;
    • ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве с высокими берцами;
    • перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;
    • очки защитные закрытые или щиток защитный лицевой;
    • респиратор противоаэрозольный;
    • плащ для защиты от воды;
  • по снабжению охлаждающей водой тепловозов, а также по заливке антинакипина:
    • костюм для защиты от кислот;
    • ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;
    • фартук из прорезиненной ткани;
    • перчатки резиновые или перчатки из полимерных материалов;
    • очки защитные закрытые или щиток защитный лицевой;
    • перчатки с полимерным покрытием;
    • сапоги из поливинилхлоридного пластиката;
    • нарукавники из полимерных материалов;
  • по подаче топлива на паровозы:
    • комбинезон для защиты от нетоксичной пыли в комплекте со шлемом;
    • плащ для защиты от воды;
    • ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;
    • перчатки с полимерным покрытием;
    • перчатки резиновые или перчатки из полимерных материалов маслобензостойкие;
    • респиратор противогазоаэрозольный;
    • очки защитные открытые;
    • нарукавники из полимерных материалов;
  • по подаче жидкого топлива на локомотивы:
    • костюм для защиты от механических воздействий, воды и щелочей;
    • ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;
    • перчатки с полимерным покрытием;
    • нарукавники из полимерных материалов;
    • фартук из прорезиненной ткани;
    • очки защитные закрытые или щиток защитный лицевой;
    • плащ для защиты от воды;
  • на наружных работах зимой дополнительно:
    • костюм для защиты от пониженных температур «Механик»;
    • шапка-ушанка со звукопроводными вставками;
    • перчатки, утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;
    • сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;
    • сапоги кожаные утепленные «СЕВЕР Ж.Д.» в III, IV и особом поясах или валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах;
    • галоши на валенки (сапоги валяные).

1.11. В соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Минтруда России от 04.10.2000 N 68, работник должен быть обеспечен предохранительным поясом со страховочным канатом и каской.

1.12. При проведении работ в зоне железнодорожных путей работник должен быть обеспечен сигнальным жилетом со световозвращающими полосами и с нанесенным трафаретом, указывающим его принадлежность к структурному подразделению.
Запрещается носить спецодежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами. Сигнальный жилет должен быть одет на спецодежду и застегнут.

1.13. Специальную и личную одежду и обувь необходимо хранить в специально оборудованных местах санитарно-бытовых помещений. Порядок выдачи, хранения и использования спецодежды, спецобуви и других СИЗ должен соответствовать Межотраслевым правилам обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, и устанавливаться руководителем депо в зависимости от местных условий.
Выносить спецодежду, спецобувь и другие СИЗ за пределы территории предприятия запрещается.

1.14. Работник обязан следить за исправностью средств индивидуальной защиты, спецодежды, своевременно сдавать ее в химчистку (стирку) и ремонт, а также содержать места для хранения спецодежды в чистоте и порядке.

1.15. Работник, имеющий контакт с нефтепродуктами и другими химическими веществами, должен применять смывающие, защитные и обезвреживающие средства в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (далее — Типовые нормы).
При работе на открытом воздухе в зимнее время при низких температурах следует предусматривать защиту лица и верхних дыхательных путей.

1.16. Прием пищи и хранение пищевых продуктов на рабочих местах запрещается.
Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или в специально оборудованных бытовых помещениях.
Для питья следует пользоваться водой, соответствующей санитарным нормам.
Запрещается пользоваться не питьевой водой или питьевой водой из не предназначенных для этого емкостей, а также хранить емкости с техническими жидкостями в местах приема пищи. Емкости с техническими жидкостями должны иметь надписи о характере содержащихся веществ и храниться в установленных местах.

1.17. Работник при исполнении служебных обязанностей должен иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, удостоверение и предупредительный талон по охране труда.

1.18. В случае получения травмы или ухудшения состояния своего здоровья, в том числе проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), работник должен поставить в известность своего непосредственного или вышестоящего руководителя. В случае получения травмы другим работником необходимо принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему и немедленно известить о случившемся непосредственного или вышестоящего руководителя.

1.19. При обнаружении нарушений требований охраны труда, пожарной безопасности, неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты, работник обязан сообщить об этом своему непосредственному руководителю, а в его отсутствие — вышестоящему руководителю.


1.20. Работнику запрещается:

  • приступать к выполнению работы, не пройдя в установленном порядке инструктажи по охране труда и очередную проверку знаний требований охраны труда;
  • приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе, без получения от непосредственного руководителя целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;
  • приступать к выполнению работы без средств индивидуальной защиты, применение которых оговорено соответствующей инструкцией, правилами и другой нормативно-технической документацией, а также пользоваться неисправными индивидуальными средствами защиты или с истекшим сроком их испытаний;
  • находиться в местах, отмеченных знаком безопасности «Осторожно! Негабаритное место!» во время маневров подвижного состава;
  • приступать к выполнению своих прямых обязанностей по экипировке локомотива без его закрепления установленным порядком;
  • обслуживать и ремонтировать экипировочные устройства в процессе экипировки локомотива;
  • находиться при экипировке локомотива в смотровой канаве;
  • эксплуатировать экипировочное оборудование с признаками подтекания и с неисправной предохранительной аппаратурой;
  • подниматься и выходить на крышу локомотива, находящегося под контактным проводом или проводами воздушной линии электропередачи и при наличии напряжения в контактной сети экипировочной позиции;
  • подниматься через барьер или заградительную сетку экипировочной площадки с одной экипировочной позиции на другую;
  • производить какие-либо работы по экипировке подвижного состава во время производства маневров;
  • заходить за защитные ограждения электрооборудования;
  • прикасаться к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легко доступным токоведущим частям;
  • применять нестандартные электронагревательные приборы;
  • пользоваться приборами с открытыми нагревательными элементами и оставлять их без присмотра включенными в сеть;
  • использовать поврежденные розетки, рубильники, автоматические выключатели;
  • самостоятельно выполнять ремонт вышедшего из строя электрооборудования, электроустановок и электроинструмента;
  • прикасаться к проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они или не касаются земли, заземленных конструкций. Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода представляют опасность для жизни человека. Их следует считать находящимися под напряжением. Нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8м, следует принять все необходимые меры к ограждению этого опасного места и сообщить о случившемся вышестоящему руководителю.
  • находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения.
  • работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками;
  • снимать без необходимости ограждения и защитные кожухи механических и токоведущих частей оборудования;
  • переходить в не установленных местах через транспортеры и конвейеры, подлезать под них и заходить за ограждения опасных мест;
  • производить работу, если пол (настил) на рабочем месте скользкий (облит маслом, другими ГСМ);
  • мыть руки в эмульсии, масле, керосине и вытирать их обтирочными материалами или древесной стружкой;
  • использовать мобильные телефоны, плейеры, наушники и другие устройства, отвлекающие внимание, при выполнении своих трудовых обязанностей на рабочих местах, кроме специально отведенных мест для отдыха;
  • допускать нахождение на экипировочной позиции посторонних лиц;
  • находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.21. При нахождении на железнодорожных путях работник должен соблюдать следующие требования безопасности:

  • до места работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам служебного прохода;
  • проходить вдоль путей только по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям вагоны и локомотивы;
  • переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись в том, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотива или вагонов, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах;
  • переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только переходными площадками вагонов, убедившись в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. При подъеме на переходную площадку вагона и сходе с нее руки должны быть свободными. При этом следует держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;
  • перед спуском с переходной площадки вагона необходимо осмотреть место схода, убедиться в исправности поручней и подножек, а в темное время суток пользоваться фонарем.
  • Запрещается спрыгивать со ступенек вагона;
  • обходить группы вагонов или локомотивов, стоящих на железнодорожных путях, на расстоянии не менее 5м от автосцепки;
  • проходить между расцепленными вагонами, только если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10м;
  • соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;
  • следить за передвижением подвижного состава, автомобилей и другого транспорта;
  • при пропуске располагаться лицом к проходящему подвижному составу.

1.22. При нахождении на железнодорожных путях работнику запрещается:

  • становиться или садиться на рельс;
  • ходить внутри колеи и по концам шпал;
  • находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
  • переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков;
  • становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;
  • находиться на подножках вагонов или локомотивов, запрыгивать и сходить с них во время движения;
  • переходить и перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом и другими транспортными средствами;
  • подлезать под подвижной состав и залезать на автосцепки при переходе через железнодорожные пути.

1.23. При выходе из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте, сознательно переключив свое внимание на обеспечение безопасного перемещения.


1.24. Работник должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

  • курить только в установленных местах, оборудованных средствами пожаротушения и обозначенных знаком «Место для курения»;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • не пользоваться открытым огнем вблизи легковоспламеняющихся жидкостей и горючих материалов;
  • не хранить легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые вещества в помещениях, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;
  • не использовать электроплитки, электрочайники и другие электронагревательные приборы, не имеющие устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
  • использованные обтирочные материалы собирать в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой;
  • не прикасаться к кислородным баллонам и их редукторам руками, загрязненными маслом, а также промасленной одеждой и ветошью;
  • не применять для работы инструмент, образующий искры;
  • не допускать загромождения материалами и предметами проходы и проезды к средствам пожаротушения, эвакуационным выходам.

1.25. Все работники, связанные с экипировкой локомотивов, обязаны знать и выполнять требования охраны труда, электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии, знать и применять средства индивидуальной защиты, а также уметь оказывать первую доврачебную помощь.

1.26. За невыполнение требований настоящей Инструкции работник несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.