I. Общие положения


1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Положением о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденным приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2015 г. N 36209), определяет требования к информированию о допущенных транспортных происшествиях и иных событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее — нарушения безопасности движения), органов государственной власти, а также причастных к их возникновению или последствиям дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» (далее — ДЗО), владельцев (собственников) железнодорожного подвижного состава, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — сторонние организации), а также порядок:

  • образования комиссий ОАО «РЖД» для расследования нарушений безопасности движения и организации их работы;
  • взаимодействия комиссий ОАО «РЖД» с представителями сторонних организаций и Ространснадзора;
  • оформления материалов расследования, их хранения и предоставления органам государственной власти и сторонним организациям;
  • проведения совещаний по рассмотрению обстоятельств и причин возникновения нарушений безопасности движения;
  • учета нарушений безопасности движения и предоставления отчетных данных об их количестве в Ространснадзор.

2. В настоящем Положении используются следующие термины и понятия:

  • транспортное происшествие — событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;
  • тяжкий вред здоровью человека — вред, опасный для жизни человека: потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности;
  • нарушение условий жизнедеятельности — наличие либо отсутствие ситуации, при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью;
  • чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
  • техническое заключение — документ, содержащий вывод комиссии ОАО «РЖД» по случаю нарушения безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД»;
  • сторонняя организация — организация или индивидуальный предприниматель, не входящие в состав холдинга «РЖД», выполняющие работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с изготовлением, ремонтом железнодорожного подвижного состава, его составных частей и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
  • крушение — столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, автотракторной техникой, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне и железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых:
    • погиб один и более человек, за исключением случаев гибели людей, не являющихся работниками железнодорожного транспорта и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с автотракторной техникой, транспортным средством;
    • причинен тяжкий вред здоровью 5 и более человек, за исключением несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации;
    • возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало 10 и более человек;
    • поврежден железнодорожный подвижной состав до степени исключения из инвентаря;
    • нарушены условия нормальной жизнедеятельности 100 и более человек;
  • авария — столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, автотракторной техникой, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне и железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых:
    • причинен тяжкий вред здоровью менее 5 человек, за исключением случаев причинения вреда людям, не являющимся работниками ОАО «РЖД» и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с автотракторной техникой, транспортным средством и несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации;
    • возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало менее 10 человек;
    • нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек;
    • поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта;
  • столкновение — событие, при котором произошло соударение движущегося железнодорожного подвижного состава с другим движущимся или неподвижным железнодорожным подвижным составом, транспортным средством, автотракторной техникой, в результате которого допущено повреждение железнодорожного подвижного состава или его составных частей в объеме какого-либо ремонта, за исключением капитального;
  • сход железнодорожного подвижного состава — событие, при котором хотя бы одно колесо сошло с головки рельса и для его постановки на рельс требуется применение подъемных средств и (или) приспособлений;
  • несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон — самопроизвольный уход подвижного состава на станциях за предельный столбик (светофор), с перегона или с подъездных путей на станцию;
  • неготовый маршрут приема или отправления поезда — маршрут, приготовленный поезду на свободный путь (перегон, блок-участок), не предназначенный для движения по нему данного поезда, за исключением случаев, предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
  • развал груза в пути следования, угрожающий безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — выход груза за пределы габарита погрузки или габарита железнодорожного подвижного состава;
  • излом рельса под железнодорожным подвижным составом — нарушение целостности рельса, непосредственно воспринимающего нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава, вне зависимости от времени его возникновения;
  • отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования — отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда по любой неисправности, препятствующей его дальнейшему движению на всех станциях, кроме станции отправления и станции назначения;
  • отцепка вагона от грузового поезда в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс — отцепка вагона от грузового поезда на всех станциях, кроме конечных станций гарантийного участка из-за нагрева букс;
  • скрытый случай нарушений безопасности движения — нарушение безопасности движения, информация о котором не передана в соответствии с требованиями раздела III настоящего Положения.