При эксплуатации системы СПСТ и возникновении пожара локомотивная бригада должна руководствоваться «Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе» ЦТ-ЦУО-175 (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N E-1672у).
8.1. Подготовка к использованию.
Для подготовки системы СПСТ к использованию необходимо произвести следующие действия:
- 8.1.1. Произвести внешний визуальный осмотр системы СПСТ: проверить надежность крепления всех элементов системы, целостность пломб на блоках БРП, ПДУ и БРП, отсутствие повреждений, загрязнений и пыли.
- 8.1.2. Включить систему СПСТ. Для этого в первой секции тепловоза:
- на блоке коммутации (БК) перевести автоматический выключатель во включенное положение.
- на блоке БКИУ ключ (находится в комплекте БКИУ) вставить в замочную скважину, открыть замок и открыть дверцу, защищающую органы управления.
- на блоке БКИУ перевести выключатель БКИУ во включенное положение и проконтролировать выполнение «стартовой программы»:
- свечение всех индикаторов БКИУ, звуковой сигнал (длительность-1 секунда),
- последовательное свечение строк дисплея, соответствующих данной секции,
- двойной звуковой сигнал (подтверждение удачной самодиагностики),
- последовательное свечение столбцов дисплея БКИУ, соответствующих данной секции (проверка пожарных шлейфов секции), включение индикаторов строки «ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ», соответствующих всем секциям тепловоза и индикатора «ручной».
В других секциях тепловоза необходимо осуществить такие же действия для включения блоков БК и БКИУ. Если после включения блоков БКИУ и БК тепловоза звучит непрерывный звуковой сигнал, то необходимо нажать кнопку «ЗВУК ОТКЛ», сигнал должен отключиться.
В любой из секций тепловоза, нажимая кнопку «РЕЖИМ» на блоке БКИУ, установить основной режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля - «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ». При этом должен светиться индикатор «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ».
- 8.1.3. Проверить работу системы СПСТ. Для проверки работы СПСТ на лицевой панели БКИУ необходимо нажать и отпустить кнопку «СБРОС». При исправной системе в течение одной секунды светятся все индикаторы БКИУ и звучит звуковой сигнал. Затем последовательно в течение одной секунды светятся строки дисплея, соответствующие секции, в которой установлен данный БКИУ, подается двойной звуковой сигнал. Затем последовательно в течение одной секунды светятся столбцы той же части дисплея, затем загораются и не гаснут световые индикаторы строки «ДЕЖ. РЕЖИМ», соответствующие всем секциям тепловоза и световые индикаторы режима пуска генераторов огнетушащего аэрозоля (желтого цвета) «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ», остальные индикаторы гаснут.
- 8.1.4. Сделать соответствующую запись в журнале ТУ-152. При проведении приемки- сдачи системы СПСТ необходимо передать следующие принадлежности:
- а) Ключ от блока БКИУ (в двухсекционном тепловозе) 2 шт. (в трехсекционном тепловозе) 3 шт
- б) Ключ от блока ПДУ (в двухсекционном тепловозе) 4 шт (в трехсекционном тепловозе) 6 шт
8.2. Действия локомотивной бригады при обнаружении пожара, если локомотивная бригада находится в тепловозе.
- 8.2.1. При обнаружении возгорания в кабине машиниста должны быть приняты меры к остановке локомотива и устранению возгорания согласно «Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе» ЦТ-ЦУО-175 (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N E-1672у).
- 8.2.2. Если СПСТ обнаружила возгорание в кузове тепловоза, то при срабатывании одного или более извещателей в пожарном шлейфе кузова на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло «ПОЖАР» и кнопка «ПУСК» на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ». По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи, звуковые оповещатели, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ» табло «ПОЖАР» на блоке БКИУ во всех секциях включаются.
Локомотивная бригада путем осмотра должна убедиться в возникновении пожара. После визуального обнаружения пожара локомотивная бригада должна принять меры к тушению пожара. При локальном возгорании использовать для тушения ручные огнетушители, а при пожаре в 2-х и более узлах применить СПСТ.
Для этого необходимо остановить тепловоз, следуя указаниям «Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе» ЦТ-ЦУО-175 (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N E-1672у).
- 8.2.3. После остановки локомотива необходимо:
- убедиться, что на блоке БКИУ установлен режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» (если установлен другой режим, то, следуя указаниям П. 5.2. необходимо установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ»).
- убедиться в отсутствии людей и принять меры к недопущению их в секцию, где произошло возгорание,
- убедиться, что все двери секции, в которой произошло возгорание закрыты (на дисплее БКИУ световой индикатор «двери» данной секции должен быть погашен), если двери открыты, то закрыть их;
- нажать кнопку «ПУСК» на лицевой панели БКИУ один раз;
- в течение 30 секунд покинуть тепловоз, захватив с собой ключ от блока ПДУ;
- после выхода из тепловоза необходимо тщательно закрыть все двери;
После остановки локомотива перед тем как локомотивная бригада покинет тепловоз необходимо снять тормозные башмаки для закрепления данного состава и в течении 15 минут закрепить состав.
-
- через 30 секунд после закрытия дверей активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля;
- 8.2.4. Если очаг возгорания не ликвидирован и пожар продолжается, необходимо:
- с помощью ключа открыть блок ПДУ той секции тепловоза, где обнаружено возгорание;
- откинуть защитную скобу и нажать и удерживать не менее пяти секунд кнопку «РЕЗЕРВ» в блоке ПДУ;
После нажатия кнопки «РЕЗЕРВ» активируется резервная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля.
- 8.2.5. Если система СПСТ не обнаружила очаг возгорания, а пожар обнаружен локомотивной бригадой путем осмотра кузова тепловоза, необходимо:
- остановить тепловоз, следуя указаниям «Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе» ЦТ-ЦУО-175 (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 № E-1672у),
- убедиться, что на блоке БКИУ установлен режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» (если установлен другой режим, то, следуя указаниям П. 5.2. необходимо установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ»).
- убедиться в отсутствии людей и принять меры к недопущению их в секцию, где произошло возгорание,
- убедиться, что все двери секции, в которой произошло возгорание закрыты (на дисплее БКИУ световой индикатор «двери» данной секции должен быть погашен), если двери открыты, то закрыть их;
- нажать кнопку «ПУСК» на лицевой панели БКИУ 3 раза с интервалом между нажатиями не более 3 секунд, дожидаясь звукового подтверждения после каждого нажатия.
После остановки локомотива перед тем как локомотивная бригада покинет тепловоз необходимо снять тормозные башмаки для закрепления данного состава и в течении 15 минут закрепить состав. - в течение 30 секунд покинуть тепловоз, захватив с собой ключ от блока ПДУ;
- после выхода из тепловоза необходимо тщательно закрыть все двери;
- через 30 секунд после закрытия дверей активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля;
Далее следовать П. 8.2.4.
- нажать кнопку «ПУСК» на лицевой панели БКИУ 3 раза с интервалом между нажатиями не более 3 секунд, дожидаясь звукового подтверждения после каждого нажатия.
Помните! При принудительном запуске генераторов огнетушащего аэрозоля (система пожарной сигнализации не обнаружила возникновение пожара) активация генераторов огнетушащего аэрозоля будет происходить в секции, где три раза нажата кнопка «ПУСК».
- 8.2.6. Если развитие возгорания будет делать 30-ти секундную задержку перед запуском генераторов огнетушащего аэрозоля недопустимой, необходимо использовать режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ».
В этом случае необходимо:- следуя указаниям П. 5.2. необходимо установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ»
- открыть одну из боковых дверей секции;
- нажать кнопку «ПУСК» на лицевой панели БКИУ один раз;
- покинуть тепловоз, захватив с собой ключ от блока ПДУ;
- после выхода из тепловоза необходимо тщательно закрыть все двери;
- сразу после закрытия дверей активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля. Далее следовать П. 8.2.4.
- 8.2.7. Если развитие возгорания не позволяет произвести запуск генераторов огнетушащего аэрозоля из кабины машиниста, где находится блок БКИУ, необходимо срочно покинуть тепловоз, захватив с собой ключ от блока ПДУ. После выхода из тепловоза необходимо:
- тщательно закрыть все двери;
- с помощью ключа открыть блок ПДУ той секции тепловоза, где обнаружено возгорание;
- откинуть защитную скобу и нажать и удерживать не менее пяти секунд кнопку «ОСНОВНОЙ» в блоке ПДУ;
- после нажатия кнопки «ОСНОВНОЙ» в блоке ПДУ без всякой задержки независимо от состояния дверей и режима запуска генераторов огнетушащего аэрозоля активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля;
- 8.2.8. Если очаг возгорания не ликвидирован и пожар продолжается, необходимо откинуть защитную скобу и нажать и удерживать не менее пяти секунд кнопку «РЕЗЕРВ» в блоке ПДУ;
После нажатия кнопки «РЕЗЕРВ» активируется резервная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля.
8.3. Действия локомотивной бригады при установке тепловоза в отстой (локомотивная бригада находится вне тепловоза).
- 8.3. 1. Используя кнопку «РЕЖИМ» на лицевой панели блока БКИУ, установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ». Остальные БКИУ тепловоза перейдут в тот же режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ».
О переводе СПСТ в этот режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля сигнализирует свечение светодиодов «автомат» на дисплеях БКИУ, прерывистое звучание зуммеров и свечение световых оповещателей «АВТОПУСК ВКЛЮЧЕН». - 8.3.2. Покинуть тепловоз, тщательно закрыв все двери. Если двери открыты, световые оповещатели «АВТОПУСК ВКЛЮЧЕН» не светятся, запуск генераторов огнетушащего аэрозоля в этом случае а автоматическом режиме будет невозможен.
- 8.3.3. В режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» при срабатывании одного пожарного извещателя в любом пожарном шлейфе секции включатся звуковой оповещатель и световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ», табло «ПОЖАР», подсветка кнопки «ПУСК» БКИУ.
- 8.3.4. При срабатывании двух и более пожарных извещателей в кузове секции кнопка «ПУСК» соответствующего БКИУ начнет светиться прерывисто и при условии, что все двери секции закрыты, начнется отсчет 30-ти секундной задержки. Открытие любой двери секции в это время приведет к прекращению отсчета задержки, закрытие всех дверей приведет к началу отсчета задержки с начала. После окончания отсчета задержки кнопка «ПУСК» на лицевой панели блока БКИУ начнет светиться непрерывно. После этого активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля;
- 8.3.5. Для отмены запуска генераторов огнетушащего аэрозоля во время 30 секундной задержки достаточно перевести СПСТ в режим «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» при помощи кнопки «РЕЖИМ» лицевой панели блока БКИУ любой секции.
- 8.3.6. При нахождении СПСТ в режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» генераторы могут быть запущены и при помощи кнопок на ПДУ секции (п. 8.2.7).
- 8.3.7. Если во время нахождения СПСТ в режиме «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» была сработка одного пожарного извещателя, запуск генераторов огнетушащего аэрозоля не произошел необходимо обязательно перезапустить БКИУ путем его выключения и повторного включения при помощи тумблера «ВКЛ» на левой боковой поверхности блока БКИУ или автоматического выключателя на блоке БК и перевести с помощью кнопки «РЕЖИМ» в режим «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ».
- 8.3.8. Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» должен быть отменен сразу после возвращения локомотивной бригады.