После пуска дизеля стрелка амперметра А2 стоит на нуле (зарядка отсутствует). Так как дизель работает нормально, т.е. все цепи управления и освещения питаются от вспомогательного генератора (вольтметр V показывает напряжение 115 В), то цепь зарядки батареи нарушена между проводами 200 и 101. Проверяют состояние резистора R21 и подсоединение к нему проводов 20 и 200. Возможны также перегорание гибкой перемычки между секциями батареи или излом наконечника перемычки (такие неисправности бывают при пуске дизеля вследствие большого разрядного тока батареи).
Если после пуска стрелка амперметра А2 отклоняется влево от нуля (идет разрядка батареи), то либо нарушена цепь возбуждения вспомогательного генератора, либо он имеет пониженное напряжение.
Вспомогательный генератор теряет самовозбуждение в случае срабатывания или зависания электрощеток, загрязнения коллектора или перегорания предохранителя П150. Этот предохранитель может перегореть из-за пробоя диода Д4. Тогда после остановки дизеля начинается разрядка батареи через якорную обмотку вспомогательного генератора. Так как сопротивление обмотки очень мало, то в результате большого разрядного тока предохранитель П150 перегорит.
Во всех этих случаях в обмотку параллельного возбуждения вспомогательного генератора поступает ток от аккумуляторной батареи. Однако цепь возбуждения ВГ может быть нарушена из-за излома межполюсной перемычки или обрыва провода 162. При такой неисправности питание обмотки возбуждения ВГ от аккумуляторной батареи прекратится, что можно определить по отсутствию искрения между подвижными и правыми неподвижными контактами регулятора напряжения.
Пониженное напряжение на зажимах вспомогательного генератора может быть из-за ослабления приводных ремней двухмашинного агрегата или недостаточной частоты вращения коленчатого вала дизеля. Кроме того, пониженное (или повышенное) напряжение на зажимах вспомогательного генератора является следствием ненормальной работы регулятора напряжения РН. Например, перегорание резисторов R25, R26 или R29/1 приводит к уменьшению тока возбуждения ВГ, в результате чего напряжение на его зажимах понизится (при работе на низких позициях контроллера). Если же перегорит один из резисторов R23 или R24, т. е. нарушится питание катушек РН, то по обмотке возбуждения вспомогательного генератора будет протекать большой ток возбуждения (особенно при большой частоте вращения коленчатого вала). В этом случае батарея заряжается большим током (стрелка амперметра А2 отклоняется вправо почти до предела), что также может привести к перегоранию предохранителя П150. При перегорании резистора R28 или R29/2 повышенное напряжение ВГ (а значит, и увеличенная зарядка батареи) наблюдается при работе дизеля на 4-й и выше позициях контроллера. Визуально определив место перегорания резистора, машинист устраняет неисправность постановкой хомутика, соединяющего обе целые части резистора.
В процессе эксплуатации контроль за работой регулятора напряжения ведется по вольтметру. Значительные колебания стрелки вольтметра указывают на неисправность обратной связи (обрыв в цепи резистора R27). Причиной заниженного (завышенного) напряжения вспомогательного генератора на всех позициях главной рукоятки контроллера может быть неправильная регулировка натяжения пружины регулятора (в этом случае не соответствующее норме напряжение поддерживается постоянным). Повышенное искрение между контактами регулятора указывает на пробой конденсаторов СЗ (искрение при правом положении подвижных контактов) и С4 (искрение при левом положении контактов) или на неправильную регулировку контактов (перекос их, увеличенный зазор между ними, повышенный износ). На неустойчивую работу регулятора напряжения указывает частое отключение автоматических выключателей и перегорание плавких предохранителей.