1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует порядок действия бригад специального самоходного подвижного состава (далее — бригад ССПС) при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на инфраструктуре ОАО «РЖД» и распространяется на работников железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», а также в соответствии с установленным порядком на работников его дочерних и зависимых обществ, выполняющих работы по обслуживанию и ремонту объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры.
1.2. Каждый работник должен знать свои обязанности при ликвидации аварии, правила пользования первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ) и способы
оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
1.3. При возникновении аварийных и нестандартных ситуаций необходимо действовать в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286 (далее — ПТЭ), Регламентом взаимодействия локомотивных бригад с причастными работниками ОАО «РЖД», деятельность которых
непосредственно связана с движением поездов, при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением от 30 декабря 2010 г. N 2817р, и Положением об организации в ОАО «РЖД» работы по системе информации «Работник на пути», утвержденным распоряжением от 6 ноября 2013 г. N 2374р.
1.4. При вынужденной остановке ССПС на перегоне, когда самостоятельное следование невозможно, машинист (помощник машиниста) обязан начинать передачу сообщений по радиосвязи словами:
  • «Внимание, внимание, слушайте все! Я машинист поезда N ____, фамилия, остановился в ____ (время) на ____ км, ____пикете, ____ пути, перегона ____, вследствие (указать причину), сведений о наличии габарита по соседнему пути не имею (или габарит имеется в случае остановки из-за неисправности локомотива), будьте бдительны!».
Сообщение повторяется несколько раз до получения подтверждения от машинистов встречных и вслед идущих поездов, в том числе двигающихся по смежному пути двухпутного (многопутного) перегона.
Информация передается в следующей последовательности: сначала на ультракоротковолновом (далее — УКВ) диапазоне (машинистам поездов, следующих во встречном или попутном направлении, затем на коротковолновом (далее — КВ) диапазоне (дежурным по станциям, ограничивающим перегон, поездному диспетчеру). При получении указанного сообщения машинисты всех поездов, находящихся в зоне действия радиосвязи, поездные диспетчеры (далее — ДНЦ) и дежурные по станциям (далее — ДСП) обязаны прекратить переговоры по радиосвязи, внимательно выслушать сообщение. Машинисты вслед идущих и встречных поездов обязаны подтвердить полученную информацию:
  • «Я, машинист поезда N ____, фамилия, понял, поезд N ____ стоит на ____ км ____ пикете, ____ пути, ____ перегона», сделать пометку в бланке ДУ-61 о месте препятствия и принять меры к обеспечению безопасности движения поезда.
1.5. В случае отсутствия подтверждения восприятия информации от машинистов встречного и вслед идущего поездов, в том числе двигающихся по смежному пути двухпутного (многопутного) перегона, машинист ССПС, вынужденно остановившегося на перегоне, обязан сообщить об этом ДСП и (или) ДНЦ, которые принимают меры к информированию машинистов данных поездов о необходимост и принятия мер к остановке.
1.6. Во всех случаях, когда машинист ССПС, остановившегося на перегоне, имеет сведения о нарушении габарита подвижного состава или в других случаях, когда необходима остановка встречного поезда, он обязан включить красные огни буферных фонарей, подать звуковой сигнал «Общая тревога» группами из одного длинного и трех коротких звуков. Оградить негабаритное место.
1.7. Красные огни буферных фонарей стоящего на перегоне поезда являются для машиниста встречного поезда сигналом остановки.
1.8. Во всех случаях, когда движение ССПС не может быть возобновлено в течение 20 минут, и отсутствует возможность удержать ССПС на месте на автотормозах, бригада ССПС обязана принять необходимые меры для закрепления и ограждения ССПС и смежного пути.