УКБМ — Устройство контроля бдительности машиниста

УКБМ предназначено для проверки бдительности машиниста.

Блок имеет корпус, на передней панели которого два тумблера:

  • 1-й тумблер – включено и выключено.
  • 2-й тумблер – Н и ТЕСТ.

С помощью этих тумблеров УКБМ включается в работу и проверяется работоспособность.

При монтаже на локомотив устанавливается:

  • педаль бдительности, которая дублирует РБ.
  • две лампы ПСС на пульте управления.
  • переключатель яркости горения ламп ПСС.
  • лампа пропуска ПСС на пульте управления машиниста.
  • кнопка Сброс/Установка КЖ.

Система УКБМ обеспечивает нормальную работу локомотива при следовании из любой кабины.

Пользование системой в пути следования.

При периодических проверках бдительности машинист подтверждает свою бдительность нажатием РБ (ПБ) по световым сигналам. Интервал между проверками при желтом, желтым с красным, красным и одновременно горящих белом и желтом с красным огнях локомотивного светофора 20-30 сек., при белом огне 70-90 сек. (после одновременного нажатия РБ и ВК), при зеленом огне 90-120 сек.

При пропуске светового сигнала нажимать РБ на звуковой сигнал ЭПК, при желтом, белом, красном и зеленом огнях локомотивного светофора. При вторичном пропуске светового сигнала на этих огнях или однократном пропуске светового сигнала при желтом с красным и одновременно горящих белом и желтом с красным необходимо встать и нажать РБС для предотвращения срыва ЭПК не позднее 6 сек. Информация о пропуске подается с загоранием лампы «пропуск».

При остановке у запрещающего сигнала реверсивную рукоятку перевести в нейтральное положение или выключить тумблер «движение». Одновременно горящие огни локомотивного светофора белый и желтый с красным включаются автоматически после желтого огня и отсутствия кодирования (например, при приеме поезда на боковой путь). Данные огни предупреждают, что путевой светофор, к которому приближается поезд, может быть закрыт.

Кнопкой «сброс/установка КЖ» при белом огне локомотивного светофора включить дополнительно сигнал желтого с красным:

  • при ожидании отправления с некодированных путей станции.
  • при проследовании напольного светофора, предупреждающего о закрытом положении следующего светофора.

КЖ погасить желтый с красным:

  • в момент перед отправлением с некодированного пути после получения разрешения на отправление до перевода реверсивной рукоятки.
  • при переходе на маневровую работу.
  • при следовании по некодированному пути без остановки, убедившись в открытии выходного светофора.
  • при проследовании на некодированном пути светофора, предупреждающего, что следующий светофор открыт.

При необходимости начать движение при КЖ реверсивную рукоятку перевести вперед (включить «движение»), начавшийся свисток ЭПК прекратить нажатием кнопки сброс/уст. КЖ.

Машинисту разрешается:

  • отменять проверку бдительности на стоянке при смене огней путем перевода реверсивной рукоятки в нейтральное положение.
  • при маневровых передвижениях выключать УКБМ в положение «выключено» и «тест».

В связи с отсутствием в устройствах УКБМ переключателя «с АЛС», «без АЛС» переключение режима проверки бдительности выполняется:

  • при подъезде к предупредительному сигналу, независимо от его показания, кратковременно нажать кнопку сброс/уст. КЖ и при одновременно горящих белом и желтом с кранным огнях локомотивного светофора следовать с проверкой бдительности 20-30 сек. до выходного светофора.
  • после проследования выходного светофора кратковременно нажать кнопку сброс/уст. КЖ.

 

В случае нарушения нормальной работы УКБМ машинист должен:

  • выключить систему ключом ЭПК.
  • установить реверсивную рукоятку в нейтраль.
  • вновь включить АЛСН.
  • нажать РБ.
  • установить реверсивную рукоятку в рабочее положение.

Если система заработала – продолжить движение.

Если не заработала – выключить УКБМ (А1 и А2), включить АЛСН и ехать до депо с проверкой бдительности 20-30 сек. с записью с ТУ 152, где неисправность должна быть устранена.