Тормозная рычажная передача ТЭМ2

Тормозной рычажной передачей называется система тяг и рычагов, посредством которых усилие человека (при ручном торможении) или усилие, развиваемое сжатым воздухом, по штоку тормозного цилиндра (при пневматическом и электропневматическом торможениях) передается на тормозные колодки, которые прижимаются к колесам. На тепловозе ТЭМ-2 применяют передачи с односторонним нажатием колодок.

Тормозная рычажная передача (рис.1) состоит из следующих основных частей:

  • горизонтальных и вертикальных рычагов,
  • тяги,
  • затяжек (распорок),
  • тяги ручного тормоза,
  • подвесок,
  • башмаков
  • колодок.

В поперечном направлении башмаки укреплены на триангелях или балках. Для предохранения от падения на путь частей рычажной передачи применяют предохранительные устройства (подвески, кронштейны, цепи и др.)

Рис. 1 Тормозная рычажная передача:

1 — тормозная колодка; 2 — башмак; 3 — подвеска; 4, 12 — винтовая стяжка; 5, 13 — предохранительные скобы; б, 11 — вертикальные рычаги; 7,10 — горизонтальные балансиры; 8 — тормозной цилиндр; 9 — тяга

Рычажная тормозная передача тепловоза приводится в действие от двух тормозных цилиндров, расположенных с боков рамы тележки и действующих на три колесные пары. Каждый тормозной цилиндр 8 диаметром 10″ приводит в движение передачу по одной стороне тележки. При этом горизонтальный балансир 7, поворачиваясь вокруг валика тормозной тяги 9, действует на шарнирно связанный с ним вертикальный рычаг 6, который через винтовую стяжку 4 подводит подвеску 3 с башмаком 2 и колодкой 1 к бандажу колеса. Передача усилий на тормозные колодки других колес осуществляется посредством тяги 9, горизонтального балансира 10, вертикального рычага 11, стяжки 12 и подвески 14.

Регулирование положения колодок относительно бандажей колес (рис.2) осуществляют винтовыми стяжками 4, 12 (см. рис.1). Для предохранения деталей от падения на путь предусмотрены скобы 5 и 13.

В горизонтальном балансире 7 имеется два отверстия для присоединения тормозной тяги 9, что позволяет изменять передаточное отношение рычажной передачи при подкатке тележек под локомотивы различного типа.

При текущем ремонте ТР-3 рычаги, подвески, кронштейны, тяги тщательно осматривают и заменяют, если они имеют трещины, надрыв, надлом или местный износ глубиной более 10 % сечения детали, производят также проверку тормозных цилиндров (рис.3). Детали с местным износом глубиной, менее указанной, восстанавливают наплавкой с последующей механической и термической обработкой. Разрешается восстанавливать рычаг тяги или подвеску приваркой вместо поврежденной части новой. Приварку ведут электроконтактным способом с последующим испытанием детали на растяжение. Нагрузку при испытаниях принимают в зависимости от сечения детали из расчета 12 кгс/мм2. При зазоре между деталями шарнирных соединений (неразъемных подшипников скольжения) рычажной передачи более 3 мм его восстанавливают до нормальной величины, как и в соединениях рессорного подвешивания, путем замены втулок, наплавки отверстий и валиков с последующей их обработкой. Муфты и вилки винтовых стяжек, имеющие трещину, сорванную или вытянутую резьбу, заменяют. При ослаблении муфты по резьбе, когда качание превышает 1 мм, конец муфты осаживают в горячем состоянии, а затем обрабатывают и подгоняют по резьбе.

Рис. 2 Схема действия тормозной рычажной передачи и ее неисправности


При отпущенном тормозе тормозные колодки должны отстоять от поверхности катания бандажа на расстоянии 10-15 мм по всей длине колодки и плотно прилегать к тормозным башмакам. Толщина колодок допускается не менее 15 мм.

Свободное перемещение тяг при увеличении выхода штока тормозного цилиндра (из-за износа колодок) обеспечивается благодаря вырезу в горизонтальном месте рамы.

При замене тормозных колодок размер «С» регулируется в пределах 70+1° мм (контролируется при заторможенном положении системы).

 

Кран № 254 имеет следующие положения ручки:

  • I положение — отпускное — для отпуска автоматического тормоза локомотива. Из I положения во II ручка перемещается автоматически;
  • II положение — поездное, при котором тормоза локомотива отпущены, но обеспечивается их действие при работе автоматического тормоза;
  • III, IV, V и VI — тормозные положения при перемещении ручки против часовой стрелки и отпускные — при перемещении ее по часовой стрелке.

Необходимо проверить время наполнения тормозных цилиндров краном вспомогательного тормоза путем постановки его ручки в крайнее тормозное положение, при этом давление в тормозных цилиндрах должно повыситься до 0,3 МПа не более чем за 6-10 с, а время отпуска до давления 0,04 МПа не более 10-16 с.

Для проверки плотности тормозных цилиндров необходимо после их наполнения закрыть разобщительный кран на воздухопроводе и проверить время падения давления в тормозных цилиндрах, Начиная с давления 0,35 МПа. Допускается падение давления не более 0,02 МПа в 1 мин.

 

Рис. 3 Проверка тормозных цилиндров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *