Схема привода вентиляторов холодильника


Схема привода вентиляторов холодильника (рис.6). На тепловозах ТЭП70 применен гидростатический привод вентиляторов холодильника с плавным регулированием частоты вращения. Мощность от дизеля к вентиляторам передается шестью гидромашинами типа МН 250/100, в работе которых используется энергия статического давления жидкости. Три машины работают в качестве насосов, три другие — в качестве моторов, приводящих во вращение три вентиляторных колеса.

Рис. 6 Схема привода вентиляторов холодильника

1 — редуктор, 2, 3, 4 — гидронасосы; 5, 6, 32 — терморегуляторы; 7, 10, 13 — гидромоторы; 8, 9, 14 — вентиляторы; 11 — дренажный трубопровод; 12 — бак масляный; 15, 22, 28 — фильтры масляные; 16, 23, 29 — фильтры тонкой очистки масла, 17, 25, 26 — секции масляные; 18, 19, 20 — манометры; 21, 24, 30 — краны; 27 — вентиль; 31 — клапан; а, б, в — термодатчики.

Гидронасосы 2, 3 и 4 приводятся во вращение от коленчатого вала дизеля через редуктор (мультипликатор) 1, в который они органически встроены. Закачивая рабочую жидкость (масло) из бака 12, они нагнетают его под высоким давлением (от 40 до 100 кгс/см2 в зависимости от режима) соответственно в гидромоторы 7, 10 и 13, вращающие вентиляторные колеса 8, 9 и 14. Частота вращения вентиляторов регулируется изменением расхода масла, подаваемого в гидромоторы, при помощи дросселирования (насосы работают с постоянной производительностью, и к моторам поступает за счет перепуска только часть потока). Перепуском масла управляют установленные параллельно гидромоторам терморегуляторы 5, 6 и 32 (один — в контуре охлаждения воды, два-—в контуре охлаждения масла), имеющие термодатчики, омываемые соответственно водой и маслом дизеля.

Терморегулятор 32 управляет частотой вращения вентилятора 14 в зависимости от температуры воды, а терморегуляторы 5 и 6 — вентиляторами 8 и 9. В зависимости от температуры омывающей среды изменяется объем наполнителя термодатчика и происходит перемещение золотника терморегулято-ра. Когда сливная щель перекрыта полностью, все масло поступает к гидромотору, который работает с максимальной расчетной частотой вращения.


В связи с неизбежными утечками в гидромашинах частота вращения вентилятора будет меньше частоты вращения гидронасоса. Для неизношенных гидромашин, по опытным данным, «просадка» частоты вращения при давлении 100 кгс/см3 составляет 35—40 об/мин. При полностью открытой перепускной щели (золотник в крайнем нижнем положении) все масло, минуя гидромотор, поступает в сливной (всасывающий) трубопровод. При промежуточных температурах сливная щель перекрывается частично и вентиляторное колесо будет работать с частотой вращения, пропорциональной количеству поступающего к гидромотору масла. Таким образом осуществляется бесступенчатое регулирование частоты вращения гидромотора при помощи терморегулятора.

Система гидропривода имеет три независимых контура. В каждый контур включены параллельно масляные фильтры 15, 22 и 28 со степенью очистки 45 мк и фильтры тонкой очистки масла 16, 23 и 29 со степенью очистки 25 мк.

Для обеспечения нормальной работы гидропривода (температура масла не более 60—70°С) при температуре окружающего воздуха плюс 40—45°С предусмотрено охлаждение масла. Для этого охлаждающее устройство имеет три короткие (рабочая длина 525 мм) масляные секции 17, 25 и 26, включенные параллельно с фильтрами. Масло, поступающее на слив из гидромоторов и терморегуляторов, вместе с утечками из гидромоторов и фильтров проходит через соединенные параллельно фильтры (при этом часть потока, проходящая через масляные фильтры 15, 22 и 28, охлаждается в воздухомасляных секциях) и поступает во всасывающий трубопровод гидронасосов.

Масляный бак 12, установленный в крышевом блоке над дизелем, предназначен для компенсации масла в случае утечек, а также обеспечения некоторого подпора (0,5—0,7 кге/см2) во всасывающем трубопроводе гидронасосов, повышающего надежность работы. Бак снабжен стеклом для контроля за уровнем масла. Давление в нагнетающем трубопроводе показывают манометры 18, 19 и 20, присоединенные к клапанным коробкам гидронасосов. Гидромоторы клапанных коробок не имеют. Для слива масла из системы служит клапан 31. Вентиль 27 и краны 21, 24 и 30 предназначены для отключения подпитки из бака в целом от системы или в отдельности от каждого контура.