Система регулирования температуры «горячего» и «холодного» контура воды и масла дизеля


Система автоматического регулирования температуры (САРТ) поддерживает в заданных пределах температуру воды в «горячем» и «холодном» контуре и масла дизеля за счет изменения частоты вращения вентиляторов холодильника дизеля и регулирования расхода масла через охладители с помощью терморегулятора, установленного непосредственно на дизеле.
Управляющими органами САРТ являются преобразователь температуры ДТПМ и перепускные клапаны, регулирующими – вентиляторные колёса охлаждающего устройства.
При температуре воды «горячего» и «холодного» контура на входе в дизель равной, соответственно (70±1,5)°С и (50±1,5)°С выходное давление преобразователей температуры через мембранный привод перепускного клапана переместит золотник 13 вверх. При этом будет уменьшаться щель «Д». Масло начнет поступать к гидромотору, который приведет во вращение вентилятор. Когда золотник полностью перекроет щель «Д», все масло от гидронасоса поступит к гидромотору и вал его, а следовательно и вентилятор будут вращаться с максимальной частотой.

Рис. Преобразователь температуры ДТПМ

При температуре воды «горячего» и «холодного» контура на входе в дизель ниже, соответственно (70±1,5)°С и (50±1,5)°С выходное давление сбрасывается в атмосферу и пружина 4 возвращает золотник 13 в нижнее положение, все масло от гидронасоса через щель «Д» проходит на перепуск и циркулирует в гидросистеме, не поступая к гидромотору; вентилятор не вращается и дальнейшее охлаждение воды и масла не происходит. Таким образом, в пределах неравномерности регулирования температуры, преобразователь температуры плавно меняет частоту вращения вала гидромотора, а соответственно и вентилятора, точно следуя за температурным режимом охлаждающей жидкости дизеля.
В случае выхода из строя преобразователя температуры золотник может быть поднят вручную при помощи болта и вилки. Подтяжку вилки необходимо выполнить без рывков. Если при поднятой вилке дизель будет заглушён, то новый запуск разрешается производить только с отпущенной вилкой. Регулировочным винтом и подбором шайб 6 при давлении в мембранной камере «В» (2±0,3)кгс/см2 устанавливается начало вращения вала гидромотора (вентилятора).
Жалюзи холодильника дизеля открываются автоматически при температуре (65±2)оС и (45±2)оС соответственно, воды «горячего» и «холодного» контура на входе в дизель. При переходе на ручное управление необходимо на пульте управления установить тумблеры соответствующих жалюзи на ручное управление.
Регулирование температуры масла осуществляется терморегулятором, установленном в трубопроводе на выходе из дизеля. При температуре ниже 70°С весь поток масла направляется мимо охладителей, что обеспечивает его ускоренный прогрев. В диапазоне от 70°С до 80°С терморегулятор увеличивает расход масла через охладители до максимального значения. В этом случае обеспечивается наиболее эффективное охлаждение масла водой «холодного» контура в теплообменных аппаратах.