Принципиальная схема и основные характеристики электрической передачи

Силовые цепи

Для тепловоза ТЭП70 научно-исследовательским институтом завода «Электротяжмаш» разработана электрическая передача переменно-постоянного тока, имеющая существенные преимущества по сравнению с передачей постоянного тока, применяемой на тепловозах ТЭП60. Известно, что генераторы постоянного тока тепловозов мощностью 3000 л. с. в секции имеют недостаточную эксплуатационную надежность. Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали также, что для более мощных тепловозов невозможно создать надежно работающий генератор постоянного тока с требуемыми параметрами (частота вращения, габариты, масса и др.). Кроме того, при равной мощности суммарная масса генератора переменного тока и выпрямительной установки меньше массы генератора постоянного тока, а эксплуатационная надежность значительно выше.

Положительный опыт эксплуатации тепловозов ТЭ109, где впервые в нашей стране была применена передача переменнопостоянного тока, подтвердил целесообразность широкого внедрения этой передачи. Применительно к передаче переменно-постоянного тока НИИ завода «Электротяжмаш» была создана новая система автоматического регулирования возбуждения тягового генератора, имеющая определенные преимущества по сравнению с системой регулирования тепловозов ТЭП60, 2ТЭ10Л и др. Кроме новой электропередачи и системы автоматического регулирования, на тепловозе ТЭП70 по сравнению с тепловозом ТЭП60 автоматизировано большее число процессов управления, установлены приборы для отыскания неисправностей в электрических цепях, улучшено освещение приборов на пульте машиниста и общее освещение, сделано более удобным управление локомотивом при маневрах и др.

Электрическая передача тепловоза состоит из синхронного генератора переменного тока Г (рис. 1) типа ГС-504А, приводимого непосредственно от дизеля, выпрямительной установки ВУ типа УВКТ-5 и шести тяговых электродвигателей постоянного тока последовательного возбуждения ЭТ1—ЭТ6 типа ЭД-119. Напряжение на клеммах выпрямительной установки пульсирующее, т.е., кроме постоянной составляющей, содержит спектр высших гармонических. Возникающие в связи с этим пульсации тока в силовой цепи могут неблагоприятно повлиять на коммутацию и к.п.д. тяговых электродвигателей. Для уменьшения амплитуды пульсаций и увеличения их частоты синхронный генср;пор выполнен с шестифазной статорной обмоткой, соединенной в две звезды со сдвигом 30°. Каждая звезда генератора подключена к отдельному трехфазному выпрямительному мосту. На стороне выпрямленного тока мосты соединены параллельно. В результате получается эквивалентная двенадцатифазная схема выпрямления, при которой в цепи тяговых электродвигателей протекают только 12, 24 и т. д. гармонические тока, имеющие небольшую амплитуду, что практически не оказывает отрицательного влияния на коммутацию и к. п. д. тяговых электродвигателей.

Рис. 1 Принципиальная схема силовых цепей электрической передачи и системы автоматического регулирования возбуждения тягового генератора

Для получения требуемого диапазона изменения вращающего момента и частоты вращения тяговых электродвигателей, т.е. заданной тяговой характеристики тепловоза, предусмотрено регулирование тока возбуждения (напряжения) тягового генератора при помощи специальной системы автоматического регулирования и ступенчатое ослабление возбуждения тяговых электродвигателей. Ослабление возбуждения осуществляют в две ступени (62 и 38%) при помощи шунтирующих резисторов Rml—Rm6 и групповых электропневматических контакторов КШ1 и КШ2. Для коммутации силовых цепей служат электро-пневматические поездные контакторы КП1—КП6. Направление движения тепловоза изменяют путем изменения направления тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей при помощи группового электропневматического переключателя (реверсора) Р.